Основные правила проведения самостоятельных заданий

МЕТОДИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ


ПМ.03. УЧАСТИЕ В КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПО ВИДАМ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА) (ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОЙ СОСТАВ)

 

для обучающихся специальности

23.02.06. Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

(электроподвижной состав)

 

 

Базовая подготовка

среднего профессионального образования

 

 

Казань

 

 

Методическое пособие по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по профессиональному модулю ПМ.03 Участие в конструкторско-технологической деятельности разработана на основании рабочей программы ПМ.03 Участие в конструкторско-технологической деятельности.

 

Организация-разработчик: филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» в г. Казани.

 

Составитель: Андреев А.Г. – преподаватель филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения»

в г. Казани.

 

Рассмотрено предметной (цикловой) комиссией специальности 23.02.06. Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» в г. Казани.

 

Протокол № ___ от__________2016 г.

 

Председатель предметной (цикловой) комиссией

специальности 23.02.06. Техническая эксплуатация подвижного

состава железных дорог ______________ А.Я. Федоров

 

УТВЕРЖДАЮ

«____» ______________2016 г.

Заместитель директора по учебной работе _______________ И.В.Шеверда

 

 


Введение

Потенциальные и реальные успехи в преобразовании российской экономики, обусловленные становлением рыночных форм хозяйствования, во многом зависят от масштабов использования современных систем и методов проведения работ, прогнозирования, планирования и регулирования производства, а также адекватных новым условиям экономико-математических моделей и наиболее эффективных способов его реализации. Обеспечение высокой эффективности применяемых технологических процессов на предприятиях, занимающихся разнообразными видами ремонтных работ, является одним из основных факторов достижения ими достаточно высокого уровня конкурентности, а значит и выживания, в сложной экономической ситуации, на фоне постоянного снижения производственных расходов и сокращений предприятий и персонала с целью оптимизации расходов. Качественное улучшение штатного состава предприятий, позволяет не только повысить производительность труда, но и добиться динамичного развития, а также повышения уровня жизни рабочих и служащих любого отдельно взятого предприятия. Формирование у обучающихся технического мышления, получение глубоких знаний о способах и методах организации и проведения работ. О методах и инструментарии ее изучения, приобретение полезных навыков труда по нескольким специальностям, подготовка высококвалифицированных кадров, представляющих себе реальные процессы, происходящие в хозяйстве, невозможно без изучения дисциплины «Разработка технологических процессов, технической и технологической документации (электроподвижной состав)»

Самостоятельная работа (СР) является неотъемлемой частью процесса подготовки специалистов. Под самостоятельной работой понимается часть учебной планируемой работы, которая выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Методическое пособие по проведению самостоятельных занятий по профессиональному модулю ПМ.03. Участие в конструкторско-технологической деятельности (электроподвижной состав) имеет цель закрепить и углубить знания обучающихся, способствующие успешной технологической практике, связанной с эксплуатацией, техническим обслуживанием тягового подвижного состава. Занятия выполняются как до получения лекционного материала в аудиториях учебного заведения, так и после изучения соответствующей темы и проверки теоретической подготовки обучающихся. В первом случае занятия проводятся с целью подготовки к успешному усвоению знаний на следующей, после получения задания лекции. Во втором случае, занятия проводятся с целью закрепления уже полученных знаний и более полного усвоения полученного материала. В обоих случаях темы заданий для самостоятельного изучения материала, даются либо в виде домашнего задания, которое необходимо выполнить к следующему занятию, либо доклада, или реферата, который необходимо подготовить к назначенному преподавателем времени. Методическое пособие составлено в соответствии программой профессионального модуля ПМ.03.

Основные правила проведения самостоятельных заданий

Основной формой самостоятельных занятий является изучение конспекта лекций, их дополнение, рекомендованной литературы, активное участие на практических и семинарских занятиях.

Одной из основных особенностей обучения здесь является то, что постоянный внешний контроль заменяется самоконтролем, активная роль в обучении принадлежит уже не столько преподавателю, сколько обучающемуся..

Эффективность усвоения поступающей информации зависит от работоспособности человека в тот или иной момент его деятельности.

Работоспособность - способность человека к труду с высокой степенью напряженности в течение определенного времени. Различают внутренние и внешние факторы работоспособности.

К внутренним факторам работоспособности относятся интеллектуальные особенности, воля, состояние здоровья.

К внешним:

· организация рабочего места, режим труда и отдыха;

· уровень организации труда - умение получить справку и пользоваться информацией;

· величина умственной нагрузки.

Широко известны следующие условия продуктивности умственной деятельности:

· во всякий труд нужно входить постепенно;

· мерность и ритм работы. Разным людям присущ более или менее разный темп работы;

· привычная последовательность и систематичность деятельности;

· правильное чередование труда и отдыха.

 

Отдых не предполагает обязательного полного бездействия со стороны человека, он может быть достигнут простой переменой дела. В течение дня работоспособность изменяется. Наиболее плодотворным является утреннее время (с 8 до 14 часов), причем максимальная работоспособность приходится на период с 10 до 13 часов, затем послеобеденное - (с 16 до 19 часов) и вечернее (с 20 до 24 часов). Очень трудный для понимания материал лучше изучать в начале каждого отрезка времени (лучше всего утреннего) после хорошего отдыха. Через 1-1,5 часа нужны перерывы по 10 - 15 мин, через 3 - 4 часа работы отдых должен быть продолжительным - около часа.

Чтобы выполнить весь объем самостоятельной работы, необходимо заниматься по 3 - 5 часов ежедневно. Начинать самостоятельные внеаудиторные занятия следует с первых же дней семестра, пропущенные дни будут потеряны безвозвратно, компенсировать их позднее усиленными занятиями без снижения качества работы и ее производительности невозможно. Первые дни семестра очень важны для того, чтобы включиться в работу, установить определенный порядок, равномерный ритм на весь семестр.
Ритм в работе - это ежедневные самостоятельные занятия, желательно в одни и те же часы, при целесообразном чередовании занятий с перерывами для отдыха. Вначале для того, чтобы организовать ритмичную работу, требуется сознательное напряжение воли. Как только человек втянулся в работу, принуждение снижается, возникает привычка, работа становится потребностью.

Если порядок в работе и ее ритм установлены правильно, то обучающийся изо дня в день, может работать, не снижая своей производительности и не перегружая себя. Правильная смена одного вида работы другим позволяет отдыхать, не прекращая работы.

Таким образом, первая задача организации внеаудиторной самостоятельной работы – это составление расписания, которое должно отражать время занятий, их характер (теоретический курс, практические занятия, графические работы, чтение), перерывы на обед, ужин, отдых, сон, проезд и т.д. Расписание не предопределяет содержания работы, ее содержание неизбежно будет изменяться в течение семестра. Порядок же следует закрепить на весь семестр и приложить все усилия, чтобы поддерживать его неизменным (кроме исправления ошибок в планировании, которые могут возникнуть из-за недооценки объема работы или переоценки своих сил).

Работа с книгой.

При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.

Необходимая литература может быть не только в виде учебника, но и виде нормативно-технического документа, регламентирующего проведение конкретного технологического процесса.

Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего, описывая на бумаге все выкладки и вычисления (в том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для самостоятельного вывода).

Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса. Обучающийся должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и стремиться уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные по своему мнению для консультации с преподавателем.

Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались.

Различают два вида чтения; первичное и вторичное. Первичное - эти внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения.

Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: