Самостоятельное занятие №2

Понятие о технологическом процессе

Технологический процесс — это составная часть производственного про­цесса, представляющая совокупность технических операций, последователь­ность их выполнения, а также необходимые технические средства и методы производства работ. Технологический процесс разрабатывается как на изготов­ление промежуточной продукции, так и для производства готовой продукции. Технологический процесс ремонта локомотивов должен обеспечивать высокое качество выполнения ремонта, соблюдение установленных норм простоев ло­комотивов в ремонте и рациональное использование рабочей силы и материа­лов.

При разработке технологических процессов ремонта узлов и агрегатов локомотивов необходимы следующие исходные данные и положения: выполняе­мые работы должны соответствовать перечню и объему, установленным Пра­вилами ремонта или Руководящими документами по ремонту локомотивов; все технические средства, в том числе средства контроля и мерительный инструмент, должны соответствовать перечню, преду­смотренному Правилами ремонта локомотивов; состояние инструмента и тех­нического оборудования должно соответствовать требованиям ГОСТов и тех­ническим условиям; рабочие места должны быть оборудованы в соответствии с требованиями охраны труда и безопасных условий труда; все наиболее трудо­емкие операции должны быть обеспечены необходимыми подъёмно-­транспортными средствами и механизмами; должен быть обеспечен установ­ленный неснижаемый технологический запас материалов и запасных частей или агрегатов.

Каждый технологический процесс обеспечивается соответствующей до­кументацией по каждому перечисленному пункту при разработке технологиче­ского процесса. В соответствии с требованиями ЕСТД и Правилами ремонта локомотивов разрабатывается технологическая документация, в состав которой входят маршрутная карта, карты технологических процессов, эскизные карты и другие документы. Учитывая специфику ремонта локомотивов, в некоторых локомотивных депо не отказались от разработки технологических карт и техно­логических графиков на выполнение ремонтных работ. График технологиче­ского процесса (ленточный или сетевой) содержит данные о рабочих операци­ях. последовательности их выполнения, продолжительности операции, о трудо­емкости. Составляется для руководства процессом и контроля.

Карта документации для ремонтных работ должна содержать наименова­ние рабочих операций, порядок их выполнения, основные приемы труда, указа­ние об используемых инструментах и способах контроля, сведения о квалифи­кации работников, время на каждую операцию. Карта составляется для рабоче­го и является обязательной для исполнения. Всякое отступление от требований и указаний карты считается нарушением технологической дисциплины.

Кроме графика и карт, технологический процесс должен быть обеспечен и конструкторской документацией — чертежами или эскизами детали, узла, аг­регата.

Пример сетевого графика показан на рисунке 6. Примеры ленточного графика показаны на рисунке 7.

 
 

Технологический процесс ремонта составляется на основании технологических инструкций, технолого-нормировочных карт, специфических условий работы данного депо, его оборудования и пр. Наиболее эффективной организацией технологических процессов ремонта узлов и агрегатов локомоти­вов в депо является внедрение поточных линий с применением прогрессивных технологий и передового опыта других депо.

Сущность и значение технической и технологической подготовки производства

Освоение новых высокопроизводительных локомотивов, более эффек­тивная эксплуатация действующего тягового состава, обеспечение надежности его работы и безусловное выполнение плана перевозок грузов и пассажиров требует от работников локомотивных депо соответствующей организации про­изводства технического обслуживания и текущих ремонтов локомотивов. Ло­комотивное хозяйство постоянно развивается в соответствии с ростом объемов перевозок. Возникают новые способы ремонта, применяются новые материалы, инструменты, оборудование, новые

 
 

технологии и т.п.

Эти обстоятельства и другие причины заставляют работников локомотивного хозяйства соответ­ствующим образом развивать и переоснащать ремонтное и обслуживающее хо­зяйства и их оборудование, искать новые технологии и способы работы для то­го, чтобы повысить качество ТО и ТР локомотивов. Чтобы, успешно решать эти задачи, необходимы техническая и технологическая подготовка ремонтного производства.

Подготовка производства ведется по нескольким направлениям, научно-исследовательские работы (вне-деповские и внутри деповские). Эти работы ве­дутся по трем направлениям: увеличение надежности и долговечности продук­ции и совершенствование технологических процессов и их оснащение, кон­структорская подготовка производства, которая включает в себя весь комплекс работ по созданию конструкции, изготовлению образца и его совершенствова­нию. проектирование технологической оснастки, приспособлений и оборудова­ния для ремонта локомотивов; технологическая подготовка производства — ее содержание изложено в Единой системе технологической подготовки произ­водства (ЕСТПП). Это система государственных стандартов по организации и управлению процессом технологической подготовки производства, предусмат­ривающая разработку и совершенствование технологических процессов ремон­та локомотивов и их узлов, подготовки соответствующих инструментов, обору­дования. разработки и пересмотра нормативов трудовых и материальных за­трат. ЕСТПП приводит полный перечень необходимой документации для вы­полнения этих работ: организационная подготовка производства — это совокупность мероприятий, которые выполняются по планированию, организации, учету и контролю выполнения работ на всех стадиях подготовки производства по ремонту локомотивов в депо.

Важными задачами технической подготовки производства являются:

- Обеспечение непрерывного технического процесса в производстве ремонтов локомотивов.

- Создание условий для рентабельной и ритмичной работы депо в соответствии с заданием.

- Сокращение длительности простоев локомотивов в ремонтах при гарантированном качестве выполняемых работ и надежности ло­комотивов в эксплуатации.

- Сокращение трудовых и материальных затрат на ре­монт и. в том числе, на техническую подготовку производства.

Для уменьшения затрат времени на производство ремонтов локомотивов необходимо использовать унификацию и стандартизацию деталей и сборочных единиц, принципы агрегатирования и взаимозаменяемости отдельных узлов и деталей на ремонте.

Принцип унификации в ремонтном производстве локомотивов имеет большое значение. Этот принцип позволяет уменьшить количество типоразме­ров стандартных конструкций, отдельных узлов и агрегатов локомотивов. Успешная техническая подготовка производства приводит к высокому качеству ремонта локомотивов.

Контрольные вопросы:

1. Что такое производственный процесс? Какие частичные процессы в него входят?

2. Каково требование к правильной организации процесса производства?

3. Общие принципы организации производственного процесса.

4. Что такое производственный цикл, каковы его составные части?

5. Пути сокращения длительности производственного цикла.

6. Виды движения предметов труда или сочетания операций.

7. Факторы, определяющие тип производства.

8. Основные особенности единичного производства, серийного и массового.

9. Какие существуют методы организации производства?

10. какие вам известны виды поточных линий и их классификация.

11. Что такое технологическая и организационная синхронизации и их сущность?

12. Что называется тактом поточной линии? Каким образом он определяется?

13. Как определяется количество рабочих мест на линии и их загрузка?

14. В чём заключается принцип унификации?

15. Для чего нужна технологическая подготовка?

16. Какую информацию должна содержать Карта документации для ремонтных работ?

17. Какие объекты могут включать в себя Ресурс (ы) по ГОСТ Р 53114-2008 - актив (ы), который используется в ходе выполнения технологического процесса?

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: