Методика развития речи. Система работы по развитию речи

Развитие речи - это процесс обучения детей речи; область методики преподавания русского языка; одна из главных задач учебного предмета ≪Русский (родной) язык≫. Работа по развитию речи проводится на всех уроках изучения школьного курса русского языка и на специальных уроках развития связной речи, где отрабатываются в соответствии с программой определенные коммуникативно-речевые умения. На эту работу действующей программой отводится примерно 11-20% учебного времени.

Формирование правильной и хорошей речи связано с изучением основных языковых единиц - таких, как звук, слово, словоформа, словосочетание, предложение. Вместе с тем, безусловно, работа по формированию правильной и хорошей речи проводится с обучением определенным коммуникативным умениям, обозначенным в разделе программы ≪Связная речь≫ школьного курса русского языка.

Итак, развитие речи на уроках русского языка - это вся работа, проводимая словесником специально и попутно (в связи с изучением школьного курса грамматики, словообразования, правописания и т.д.) для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами (в произношении, ударении, словоупотреблении, в построении предложений и т.п.), а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.

В программе по русскому языку (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина), рекомендованной Министерством образования РФ, отмечено, что «развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка». Авторы программы ставят перед педагогами следующие цели: «Обогащение словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работа с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, сочинений по картинкам и опорным словам)…». Эти требования соответствуют стандарту образования по русскому языку, который указывает на необходимость формирования умения излагать тексты разных типов, а также создавать небольшие тексты по интересной детям тематике; составлять поздравления, письма (в том числе с использованием компьютера).

При этом в стандарте обозначено, что сочинения в начальной школе могут быть только обучающими, они не должны использоваться как итоговая форма контроля.

В ходе развития речи учащихся необходимо:

- Овладение нормами литературного языка;

- Обогащение речи школьников;

- Обучение различным видам речевой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: