Формирование хорошей речи - особая сторона работы по культуре речи учащихся. Это направление отражено в действующих программах. При этом в программах - применительно к крупным темам - обозначены главным образом:
-синонимические ряды (реже - антонимические пары слов) существительных, прилагательных, глаголов, наречий и т.д.;
- параллельные синтаксические конструкции;
- сфера употребления отдельных морфологических категорий, словоформ, синтаксических конструкций и т.д.
Таким образом, обогащение речи учащихся предполагает осознание ими оттенков лексических и грамматических значений слов, словоформ, конструкций, а также их стилистических особенностей, сферы употребления. Это осмысление является той основой, на которой строится обучение выбору (из имеющегося в речевой памяти) оптимального для определенной речевой ситуации языкового средства.