Организация работы над орфографическими ошибками в изложениях и сочинениях

Работа над ошибками. Классификация ошибок. Учет, анализ ошибок. Оценка письменных работ учащихся. Критерии оценок.

Элемент работы над ошибками входит в ежедневную деятельность учителя на уроке. В план урока на очередную тему включается следующий материал: 1) общая оценка выполненной работы (она сообщается до раздачи тетрадей); 2) перечень 2-3 самых распространенных ошибок; 3) текст словарно-орфографического предупредительного диктанта из 5-7 слов, более всего затруднивших учащихся; 4) разные виды заданий со словами, в которых было более всего ошибок; 5) задание выучить правописание слов из индивидуального учетного листа. Опыт показывает, что над всеми видами ошибок, допущенных учащимися, работать невозможно. Целесообразно, анализируя учетный лист общеклассных ошибок, выбрать часть видов орфограмм, над которыми предполагается работать на специальном уроке. Ими будут 5-6 наиболее частотных орфограмм. Среди них должны быть: а) орфограммы, проверяемые в связи с изученной грамматической темой; б) трудные орфограммы, ранее пройденные в других грамматических темах.

Классификация: Речевые: употребл. слова в несвойств. значении, наруш. лексич. сочетаем., плеоназм, тавтология, стилевая окраска, неудач. порядок слов.,наруш. видо-временн. соотнес. Грамматические: ошиб. словообраз (ветелинар), ошиб. образ.форм сущ.(облаки),форм прилаг, форм местоим (ихний),форм глагол., наруш. согласов, управления, ошибки в построен. предложения, смешение прямой, непрямой, косв. речи., пропуски слов.

Работа над орфографическими ошибками на уроке:

Работа над ошибками предполагает их объяснение, исправление и закрепление правильного написания слов. В зависимости от видов работы различают три методики организации исправления ошибок и закрепления орфографической нормы.

Организация работы над орфографическими ошибками в обучающих упражнениях. Данный вид работы над ошибками проводитсяпопутно с изучением новой темы после каждой проверкитетрадей. В начале урока сообщаются результаты выполнениясамостоятельного упражнения. Школьники озаглавливаютсвою работу: Работа над ошибками. Затем ошибки исправляются,слова в исправленном виде записываются столбиком на поляхтетради; вставленные орфограммы подчеркиваются, а записанныеслова заключаются в рамку. Далее учащиеся еще раз записываютэти слова в строку и обозначают в них условия выборавставленных орфограмм на месте ошибок. В процессе закрепленияновой темы используются слова, в которых были ошибки,для различных видов обучающих работ.

Организация работы над орфографическими ошибками в контрольных диктантах. Она проводится на специальном уроке,который начинается с объявления темы и ее записи. Учитель,сообщив результаты контрольного диктанта, раздает тетради, вкоторых учащиеся под руководством преподавателя исправляютдопущенные ошибки, выписывают их в исправленном виде втетради для контрольных работ, подчеркивая вставленную орфограммуи обозначая морфему, в которой она находится. Затемучащиеся приступают к учету исправленных слов для дальнейшейиндивидуальной работы. Необходимо при работе с проблематичными словами иметь в видуследующее: обязательно графически обозначать условия выбораорфограмм на месте допущенных ошибок.

Организация работы над орфографическими ошибками в изложениях и сочинениях.

Специальный урок вмещает только работунад ошибками в содержании и языковом оформлении. Работа надорфографическими ошибками в этих условиях заключается в следующихдействиях учителя и учащихся:

- учитель сообщает общие сведения об орфографической грамотностиучащихся;

- учащиеся исправляют свои ошибки и выписывают их в исправленномвиде в рабочие тетради и заключают их в рамку, подчеркивают орфограммы на месте ошибок и обозначают морфемы, в которых они находятся.

Объяснение и закрепление правильного написания слов, в которых были допущены ошибки, переносятся на очередные обучающие уроки по грамматике; на каждом из них проводится комплекс работ над одним видом орфограмм.

Работа над пунктуационными ошибками на уроке:

Работе над ошибками на уроке - исправлению их учащимися и закреплению пунктуационной нормы - предшествует подготовка к ней учителя. Она складывается из следующих элементов: проверки тетрадей, заполнения учетного листа ошибок и составления поурочного плана работы над ошибками. Различаются три методики работы над пунктуационными ошибками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: