Понятие о формах организации процесса обучения

Форма обучения - это целенаправленное, четко организованное, содержательно насыщенное и методически оснащенное общение и взаимодействие уч-ля и уч-ся. Она реализуется как органическое единство содержания, дидактических средств, методов и результатов обучения.Формы организ обуч (организационные формы) конструируются и используются для того, чтобы создать наилучшие условия активного взаимодействия и сотрудничества уч-ля и учащ-ся по решению педагог-х задач. Они имеют соц-ю обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.Еще в первобытном общ-ве сложилась система индивидуального обуч-я как передача опыта от одного ч-ка к другому. старшие учили младших. По мере развития общества и научного знания (земледелия, скотоводства, астрономии, мореплавания и др.) возникала потребность в большем количестве образованных людей, и тогда система индивидуального обучения трансформировалась в индивидуально-групповую (школы средневековья). Работая в гр (10-15 ч-к), уч-ль кратко излагал материал 1у уч-ку, давал ему задания для самост работы и переходил к 2у,3у и т.д. Содерж обуч-я было строго индивидуально и в группы собирались дети разного возраста и степени подготовки. Большая часть времени тратилась на заучивание священных писаний. С увеличе кол-ва обуч-ся постепенно комплектовалась группа из учеников более-менее однородных по знаниям и возрасту..Индивидуально-групповая система постепенно была заменена КУ как 1м из видов групповой системы обучения. Широкое распространение классно-урочная система получила в братских школах германских и славянских земель. Свое окончательное оформление она нашла в описании чешс педаг Коменского. В своей книге «Великая дидактика» Я.А. Коменский обосновал целесообразность проведения занятий в классах с постоянным составом детей одного уровня подготовки по твердому расписанию и определенной программе под руководством учителя.Совершенс-ие КУС повлекло за собой внедрение в П. таких понятий, как учеб год, учеб день, урок, перерыв между занятиями, каникулы.В конце ХУШ века в Англии возникла белл-ланкастерская система взаимного обучения(старшие ученики под руководством учителя изучали материал, а затем, получив от учителя соответствующие инструкции, передавали свои знания младшим). Так осущест-сь массовое обучение детей при малом кол-ве учителей.На рубеже Х1Х-ХХ веков появились формы избирательного обучения: батавская система в США и мангеймская в Европе..Батавская система предпол деление времени работы уч-ля на 2 части: 1 - предназначалась на коллективную работу с классом, 2 - на индивидуальные занятия с уч-ся с учетом их возможностей и интересов.Суть мангеймской системы состояла в том, что учащиеся в зависимости от их способностей и успеваемости распределялись по классам на слабых, средних и сильных.В 1905 г. возникла система индивидуализ-го обуч-я, впервые примененная в американском городе Далтон и получила название Далтон-плана. Вместо традиционных классов создавались лаборатории и предметные мастерские, где уч-ки занимались индивидуально, получая задания от уч-ля и пользуясь его помощью. Общего расп не было, коллективная работа проводилась 1 час в день. Далтон-план порождал у уч-ся спешку, снижал роль уч-ля и не обеспечивал прочного усвоения знаний..КУС обучения отличают следующие особенности:1постоянный состав уч-ся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);2каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);3учеб процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);4каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);5постоянное чередование уроков (расписание);6руководящая роль учителя (педагогическое управление);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: