Стратегии поведения в конфликте К.Томаса

 

Вам предлагается 30 пар вопросов, содержащих в разных комбинаци­ях 12 суждений о стратегиях поведения человека в конфликтной ситуа­ции. В каждой из пар надо выбрать то суждение, которое является наибо­лее типичным для вашего собственного поведения.

Читая подряд эти суждения, отмечайте характерные для вас.

ОПРОСНИК

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответ­ственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих соб­ственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради ин­тересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти под­держку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряжен­ности.

6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать

споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мне­нии, если он также идет мне навстречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взгля­дах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взгля­дов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напря­женности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряжен­ности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мне­нии, если он также идет мне навстречу.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине меж­ду моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя от­ветственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каж­дого из нас.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у дру­гого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возни­кающих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

 

 

Подсчитайте количество баллов по каждой шкале, проверяя совпаде­ние по ключу.

№ п/п Соперни­чество Сотрудни­чество Компромисс Избегание Уступчивость
        А Б
    Б А    
  А       Б
      А   Б
    А   Б  
  Б     А  
      Б А  
  А Б      
  Б     А  
  А   Б    
    А     Б
      Б А  
  Б   А    
  Б А      
        Б А
  Б       А
  А     Б  
      Б   А
    А   Б  
    А Б    
    Б     А
  Б   А    
    А   Б  
      Б   А
  А       Б
    Б А    
        А Б
  А Б      
      А Б  
    Б   А  

Ключ.

 

 

Подсчитав суммы (совпавших значков) по каждому столбцу, составьте график предпочитаемых вами стратегий, пользуясь предложенной сеткой.

 

Соперниче­ство Сотрудниче­ство Компромисс Избегание Уступчивость
         
         
         
         
         
         

 

Каждая клеточка соответствует двум совпадениям. Итак, если в стра­тегии «соперничество» у вас семь совпадений, то ставите точку в середи­не четвертой снизу клетки. В «сотрудничестве», предположим, вы набра­ли пять, тогда следующая точка будет в середине третьей снизу клеточки второго столбца и т.д.

Соперничество. Человек, прибегающий к данной стратегии поведе­ния, склонен к давлению, а иногда и к принуждению партнера. Он на­порист, идет своим путем, не проявляя особой заинтересованности в других людях, открыто борется за свои интересы, упорно отстаивает свои позиции.

Данная стратегия тем не менее оправдана при определенных условиях:

• если требуются быстрые и решительные меры в случае непредви­денных и опасных (экстремальных) ситуаций и если человек готов взять на себя всю ответственность;

• если решение необходимо принять быстро (времени на дискуссии нет) и имеется достаточно полномочий или устойчивый авторитет;

• если другие оказывают чрезмерное давление на вас и все средства уже исчерпаны; могут быть нарушены границы вашей толерантности; необходимо обособление.

Недостатком данной стратегии является то, что в обычных условиях она подавляет инициативу других людей, создает большую вероятность ошибок, поскольку не учитываются все необходимые при принятии ре­шения факторы, так как представлена лишь одна (ваша!) точка зрения. Хорошо, если такая стратегия сопровождается сохранением нормальных эмоциональных отношений. И все же соперничество не та стратегия, которую следует культивировать в личных отношениях, с близкими людь­ми. Даже если приходится ее использовать, необходимо «разбавлять» ее юмором, шутками, самоиронией.

Компромисс — торг о взаимных уступках. Данная стратегия часто не­обходима для сохранения отношений, особенно в тех случаях, когда интересы сторон действительно невозможно совместить. Компромисс редко приносит истинное удовлетворение результатом, поскольку каж­дая из сторон что-то принесла в жертву. Любые варианты дележа (попо­лам, поровну, по-братски) создают напряжение. Эта стратегия эффек­тивна в ситуациях, когда в данный момент нет иного выхода и когда необходимо быстрое решение.

Сотрудничество — идеал, «высший пилотаж» бесконфликтного взаи­модействия и выработанная толерантность. Иными словами, не всегда достижимый, но вечно желаемый исход конфликта. Сотрудничество мало кому дано как естественное природное качество, но всем надо учиться, прививать себе простую человеческую мысль: другой имеет полное пра­во быть таким, каким он хочет быть, и только от нас вместе зависит наше согласие. Если мы будем стараться, наши цели окажутся вполне совместимыми, а отношения в процессе разрешения этого маленького противоречия станут более ясными и прочными.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Уважаемый коллега!

Руководство нашего предприятия стремиться создать более комфортные условия работы для своего персонала. В этой связи среди сотрудников будут проводиться серии блиц-опросов.

Анкетирование анонимно, но при желании Вы можете указать свою фамилию. Просим Вас отвечать на вопросы совершенно откровенно: конфиденциальность и отсутствие каких-либо «последствий» гарантируется. Вся информация, полученная в ходе исследований, будет обрабатываться в обобщенном виде.

Это анкетирование проводиться, чтобы узнать мнение сотрудников предприятия об условиях работы и системе вознаграждения. Цель проверить эффективность мероприятий по улучшению качества жизни на предприятии и повышению производительности труда, планируемых руководством.

Просим Вас ответить на все вопросы, ничего не пропуская. Для этого поставьте крестики, рядом с вариантами ответов, которые Вы считаете наиболее подходящими. Можно выбрать только один ответ или дать свой собственный (где это предусмотрено).

Убедительно просим Вас заполнить анкету в течение 1 рабочего дня, не советуясь и не обсуждая ответы с сослуживцами, опрос проводиться строго индивидуально. Нас интересует ИМЕННО ВАШЕ МНЕНИЕ! В противном случае, точка зрения на «жизнь» нашего предприятия, которой Вы придерживаетесь не получит отражения в обобщенных выводах по итогам опроса и, следовательно, последующие решения руководства не смогут учесть Ваших пожеланий.

 

Отдел, подразделение______________________________________

 

1. Ваш стаж работы на предприятии:

o Менее 1 года

o 1-2 года

o свыше 3 лет

2. Пол

o Мужской

o Женский

3. Как Вы оцениваете работу на нашем предприятии по сравнению с Вашим предыдущим местом работы:

o Здесь лучше.

o В чем-то лучше, в чем-то хуже

o Одинаково

o Здесь хуже

4. Как Вы оцениваете уровень Вашей загруженности по работе?

o Нормальный (удовлетворительный)

o Слишком напряженный: сил и времени едва хватает.

o Не обременительный

o В принципе, могу взять на себя дополнительную нагрузку

5. Насколько по - Вашему, загружены другие сотрудники вашего отдела?

o Трудятся в нормальном ритме, с нормальной загрузкой.

o Работают напряженно, сильно загружены.

o По – разному

o В основном не перенапрягаются.

6. Ваше мнение о психологической атмосфере в вашем отделе:

o Хорошая, комфортная атмосфера, помогающая работе.

o Атмосфера нормальная.

o Бывает по – разному.

o Атмосфера неблагоприятная.

7. Ощущается ли в Вашем отделе взаимопомощь, поддержка коллег?

o Да, мы работаем, как одна команда.

o Уровень поддержки нормальный, при необходимости ее можно получить.

o Бывает по- разному.

o Нет, у нас каждый сам за себя.

8. Насколько Вы удовлетворены уровнем оплаты труда?

o Считаю его нормальным.

o Считаю, что заслуживаю большего.

o Испытываю постоянную неудовлетворенность.

o Я выполняю работы больше, чем мне платят

o Свой вариант ответа ___________________________________________________________________

9. Ваше мнение об организации доставки (служебного транспорта) на предприятии?

o Считаю, что доставка организована нормально

o Считаю, что доставка должна быть от места жительства

o Мне не нравиться, как организовано доставка на предприятии

o Свой вариант ответа:

_______________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: