Налоги – это обязательные сборы, осуществляющие на основе государственного законодательства (Налогового кодекса Республики Беларусь). Сущность налогов состоит в изъятии государством части ВВП виде обязательного взноса в пользу общества.
3.1. Налоги выполняют три важных функции:
фискальную (распределительную), которая обеспечивает поступление средств в бюджет и внебюджетные фонды и распределение;
регулирующую – осуществляется через систему дифференцированных налоговых льгот. Налогами регулируется совокупный спрос, стимулирование или сдерживание отдельных отраслей, видов продукции;
социальную – направлена на сглаживание неравенства между доходами различных социальных групп населения путем дифференцированного налогообложения.
Совокупность налогов, принципов и методов построения и взимания их, образует налоговую систему государства.
3.2. Принципы налогообложения:
справедливости, т.е. всеобщности обложения в зависимости от уровня дохода;
определенности, простоты, доступности сумма, способ и время взимания должны быть известны налогоплательщику заранее;
|
|
однократности – взимание налогов с одного источника дохода единожды на национальном или международном уровне (избежание двойного налогообложения);
гибкости – создание предпочтительных условий для отдельных отраслей в соответствии с экономической политикой государства;
стабильности и устойчивости нормативных ставок налогов и порядка их исчисления;
обязательности уплаты юридическими и физическими лицами.
3.3. Виды налогов.
3.3.1. По ставке налога:
прогрессивный – средняя ставка повышается с ростом дохода в установленном размере;
пропорциональный – средняя ставка остается неизменной независимо от величины дохода;
регрессивный – ставка налога уменьшается с увеличением дохода.
3.3.2. По способу взимания налога:
прямые –выплачиваются с доходов и имущества юридических и физических лиц (на прибыль, на доходы, на недвижимость);
косвенные – устанавливаются в виде надбавок к цене (тарифу), увеличивая ее (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Эти налоги оплачиваются покупателями.
3.3.3. По сфере распространения:
общегосударственные – поступают в республиканский бюджет (около 90 % поступлений в виде налогов на экспорт импорт, таможенные пошлины, налоги на прибыль и доходы) НДС;
местные – поступают в местные бюджеты (земельный налог, налог с владельцев строений, часть НДС и т.д.).
3.3.4. К налогам, которыми облагаются предприятия различных форм собственности, относятся:
Подоходный налог с юридических лиц – прямой налог прогрессивного характера;
|
|
Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог, включаемый в оптовую цену. Добавленная стоимость включает в себя заработную плату, амортизацию, прибыль, расходы на энергоресурсы, процент за кредит. Ставки НДС колеблются от 10 % до 20%.
Акциз – косвенный налог, которым облагается продукция, имеющая монопольные цены и устойчивый спрос (спиртное, табачные изделия и т.д.).
Налог на недвижимость – прямой налог за пользование производственными и непроизводственными фондами. Объекты нового и незавершенного строительства (кроме законсервированных).
Экологический налог – прямой дифференцированный налог с предприятий за объем добычи природных ресурсов и выбросы в окружающую среду загрязняющих веществ. Объемы потребления и выбросов для каждого предприятия устанавливаются государством.
Подоходный налог с физических лиц прямой пропорциональный налог на личный доход граждан, за исключением пособий по социальному страхованию и обеспечению, пенсии, алименты и другие льготы, оговоренные в законе. В настоящее время установлен в размере 12 % от дохода.
Кривая Лаффера.
Система налогообложения выполняет свои функции в полной мере, если верно определена налоговая ставка. Американский экономист А.Лаффер разработал зависимость между доходом бюджета, величиной налоговой ставки и облагаемой налогом частью ВВП (налоговой базой). На основании кривой Лаффера (рисунок 12.1) установлено, что рост налоговой ставки до определенного критического уровня ведет к увеличению доходов бюджета, не подрывая предпринимательского стимула. В зоне кривой правее т.А величина налога r приводит к сокращению инвестиций, снижению предпринимательской активности и уклонению от налогообложения. По мнению Лаффера, ставка налога r=50 % дает наибольшую сумму налоговых поступлений Rmax и является оптимальной.