4.1. Бюджетный дефицит – это сумма, на которую за данный финансовый год расходы бюджета превышают доходы. В зависимости от причины различают структурный и циклический дефициты.
Структурный бюджетный дефицит определяется, если правительство сознательно закладывает в госбюджет превышение расходной части (G) над доходной Т (рисунок 12.2). Выражается отрезком ав=de для ВВП1 и ВВП2 и составляет порядка 3 % ВВП. В госбюджете предусматриваются источники покрытия структурного дефицита за счет экономического роста на планируемый финансовый год.
Циклический бюджетный дефицит (dс) возникает при падении деловой активности в результате кризисных явлений (ВВП1 → ВВП2) и сокращения налоговых поступлений в бюджет, при относительном росте государственных выплат. Для устранения циклического дефицита необходимо перевести экономику в состояние структурного дефицита (при ВВП1), уменьшив налоги (сместив прямую Т вниз Т→Т1), или увеличить выплаты G (сместить прямую в верх G→G1 на a f =cd). Чаще оба способа совмещают при этом проблема сбалансированности бюджета не рассматривается. Ставиться задача развития производства и достижения полной занятости. Бюджетный дефицит и инфляция возрастут, однако по мере стабилизации экономики увеличение налоговых поступлений обеспечит ликвидацию бюджетного дефицита.
|
|
Бюджетный дефицит порождает государственный долг.
4.2. Государственный долг – это сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами. Правительственные займы в облигационной или безоблигационной формах создаются для привлечения государством дополнительных средств для покрытия своих расходов.
Возможны также такие источники покрытия расходов как увеличение налогов и эмиссия (дополнительный выпуск) денег, но увеличение налогообложения сдерживает предпринимательскую деятельность, выпуск «пустых» денег усиливает инфляцию и подрывает экономику. Наиболее приемлемым способом является выпуск ценных бумаг (облигаций).
Различают внутренний долг – долг государства своему населению, хозяйствующим субъектам.
Внешний долг – задолженность государства международным валютно-финансовым организациям, другим государствам, иностранным коммерческим банкам, иностранным гражданам.
Экономисты придерживаются той точки зрения, что умеренный внутренний долг обычное явление. Даже большой внутренний государственный долг не приведет к кризису экономики за счет возможности рефинансирования (продажи новых облигаций и выплата долга за погашенные облигации), дополнительного налогообложения, эмиссии денег.
|
|
Для погашения внешнего долга государство вынуждено рассчитываться частью национального продукта, золотовалютным запасом или недвижимостью. В соответствии с условиями кредитной безопасности считается:
- отношение общей суммы внешнего долга к ВВП не должно превышать 50 %;
- отношение выплат по внешнему долгу в течение года к экспортной выручке - не менее 30 %;
- величина золотовалютного запаса государства должна быть не менее трехмесячной величины импорта.