Георг Вильгельм Фридрих Гегель (ч. 1, с. 508 – 510)

Жил в 1770 – 1831 гг. Это представитель немецкой классической философии, обобщивший и развивший диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга в универсальную систему диалектического идеализма; создатель неформальной – диалектической – логики. В состав нравственности включал семью, гражданское общество, государство. Развитие общества он трактует как прогресс в сознании свободы, который необходимо познать в его внутренней необходимости. В учении об абсолютном духе он рассматривает диалектику движения к истине общественных форм сознания: искусства, религии, философии. Искусство выражает идею в форме созерцания, религия – в форме представления, а в философии абсолютная идея обретает абсолютную форму – понятие. Философия выступает последней формой проявления абсолютной идеи, идеальным предвестником конца мира, адекватным методом самопознания идеи.

 

1) Почему Гегель считает познание посредством диалектического метода более научным, чем познание с помощью здравого смысла?

 

Как бы упорен ни был рассудок в своём сопротивлении диалектике, её нельзя рассматривать как исключительную принадлежность философского сознания, так как то, о чём в ней идёт речь, мы находим и в каждом обыденном сознании и во всеобщем опыте. Всё, что нас окружает, может рассматриваться как образец диалектики.

 

2) С какой целью Гегель стремится показать – «всё, что нас окружает, может быть рассматриваемо как образец диалектики»? В чём проявляется радикальный пересмотр значения и роли понятия бытия в диалектике Гегеля?

 

Из всеобщего опыта следует, что любое состояние или действие в своей наивысшей точке переходят в свою противоположность (деспотия и анархия, печаль крайняя и крайняя радость и др.). Он хочет показать, что всё линейно развивается.

Диалектика Гегеля исходит из интуиции вечного становления, напряжения, когда нет законченной и совершенной идеи и когда бытие должно ещё только стать этой идеей. Его диалектика даёт не круговращение бытия, а эволюцию по некой прямой линии, так что происходит не возврат к потерянной цельности, а нарастание всё большей и большей цельности.

3) В чём видит Гегель чисто внешнее различие между диалектикой и софистикой? Какое различие между диалектикой и софистикой по существу?

 

Сущность софистики в том, что она пользуется односторонними и абстрактными определениями в их изолированности, в зависимости от того, какого из этих определений требуют в данный момент интересы индивидуума и то положение, в котором он находится. Например, в сфере практической важно, чтобы я существовал и чтобы я обладал средствами к существованию. Но если я выдвигаю сторону дела, этот принцип моего блага, и делаю из него вывод, что я имею право красть или изменять своему отечеству, то это софизм. Диалектика отлична от такого способа рассуждения, так как она именно и ставит себе целью рассматривать вещи в себе и для себя, то есть согласно их собственной природе, обнаруживая при этом конечность односторонних определений рассудка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: