Ж.-Л. Нанси (ч.1, с. 474)

Тема №11-б. Понятие бытия и его место в философском мышлении.

Развитие понятия бытия в истории философии: от антропоморфизма к антропокосмизму. (16,17, Формы бытия, материя.)

Понятие философского метода. Метафизика и диалектика в их историческом развитии. Проблема метода философии ХХ в.(23 – Понятие философского метода.)

Формы бытия. Пространственно-временные характеристики бытия. (17. Формы бытия, материя.)

Концепции материи в истории науки и философии. (17. Формы бытия, материя)

Современные представления от структуре и эволюции материи. Принцип глобального эволюционизма. (18 вопрос)

Деятельность как специфически человеческий способ бытия и отношения к миру. (19 тема.)

1. Развитие понятия бытия в истории философии: от антропоморфизма к антропокосмизму.

 

Т.Имамичи (ч. 1, с. 486 – 490)

1) В чём заключаются отличия в понимании бытия в Западной и Восточной философии? Какие следствия из этого могут быть сделаны?

 

В восточных языках есть 2 грамматических совпадения в отношении лингвистической формы. 1 - ое – это отсутствие различия между единственным и множественным числом в отношении формы глагола «быть», 2 – ое – отсутствие различия между положительной и отрицательной формами глагола: отрицание выражается тем, что после позитивной формы глагола употребляется особая частица «най». Возможно, это - «аналогия ничто», существующая почти во всех языках Востока.

В еврейских языках эта двусмысленность есть.

 

2) Каковы основные вехи истории учений о бытии в Западной Европе?

3) Каковы характеристики представлений о бытии в современной мысли? Что автор понимает под термином «метатехника»?

4) Каковы опасности существования человека в современном техногенном обществе?

 

Сейчас память наша служит для запоминания чисел и букв, а раньше она служила для оживления образов, которые в данный момент мы не можем видеть или осязать.

Технологические образования имеют свою собственную коммуникативную систему, основным элементом которой являются буквы и числа: например, ежедневное деловое общение возможно только при помощи номеров телефонов. Если мы не знаем кода для исполнения некоторых функций, мы не можем ничего сделать даже с собственными вещами.

Язык шифра в мире технологических образований является уже не общественным достоянием, а частным инструментом в технико-оперативном измерении. Значит, есть опасность кражи частного знания таких чисел или знаков. Появился новый тип кражи – кража памяти.

 

Н.А.Бердяев (с. 58 – 61)

Биография на с. 18.

1) Как решается проблема бытия в докантовской европейской философии?

2) В чём заключается поворот в развитии концепций бытия в послекантовской философии?

3) Как понимается бытие в философии экзистенциализма?

Мартин Хайдеггер (с. 61 – 62)

Биография на с. 17.

1) Почему присутствие (Dasein), согласно Хайдеггеру, является чем-то, выделяющимся из всего сущего?

2) На каких основаниях, с точки зрения Хайдеггера, должна быть построена фундаментальная онтология?

Ж.-Л. Нанси (ч.1, с. 474)

1) Почему бытие возможно только как Со-бытие?

 

Мы существуем со-обща, со-вместно с другими. На 1-ый взгляд логика со-бытия соответствует тому, что можно назвать банальной феноменологией неорганизованных совокупностей людей. Например, люди в купе. Они вместе попали случайно. Между ними нет никаких отношений. Но они являются пассажирами этого поезда, пребывающими в 1-ом пространстве и в одно время. Они находятся в промежутке между отъединнёностью «толпы» и связностью «группы», будучи близки к превращению в одну или в другую. Подобная приостановленность составляет «со-бытие» в качестве отношения без отношения, то есть одновременной открытости как отношению, так и отсутствию такового.

 

Э.Фромм (ч.1, с. 477 – 480)

Жил в 1900 – 1980 гг. Психолог, философ, социолог, один из основоположников неофрейдизма. Вместе с Адорно и Маркузе стал создателем Франкфуртской школы. Работы: «Бегство от свободы» (1941), «Душевно здоровое общество» (1945), «Искусство любить» (1956). Главная задача в построении душевного здорового общества – это воспитание в людях продуктивного характера. Непродуктивность – это неспособность любить и реализовывать себя, использовать свои силы. Фромм описывает 4 исторически возникших типа непродуктивной ориентации характера: рецептивный, эксплуататорский, накопительский и рыночный. Важной темой творчества Фромма является религия («Психоанализ и религия», 1950). Он понимает под религией любую систему коллективных взглядов и действий, которая даёт индивиду систему ориентации и объект поклонения. Религия разделяются на авторитарные и гуманистические. Авторитарная религия основывается на признании высшей силы, требующей от человека подчинения и поклонения. В гуманистической религии главной выступает не доктрина, а отношение к человеку. Бог здесь – символ собственных сил человека.

1) Каковы 2 основных способа существования человека?

 

Под обладанием и бытием он понимает 2 основных способа существования, 2 различные структуры характера, преобладание 1-ой из которой определяет всё, что человек думает, чувствует, делает.

При существовании по принципу обладания моё отношение к миру выражается в стремлении сделать его объектом владения и обладания, в стремлении превратить всё и всех, в том числе и себя, в свою собственность.

Следует различать 2 формы бытия как способа существования. 1 из них является противоположностью обладания и означает подлинную причастность к миру. 2-ая форма бытия – это противоположность видимости. Она относится к истинной природе, истинной реальности личности или вещи в отличие от обманчивой видимости.

 

2) Чем отличаются друг от друга экзистенциальная форма обладания от социальной?

3) Почему тенденция «иметь» играет доминирующую роль в жизни современного человека?

 

Тенденция «иметь» (обладать) черпает силу в биологическом факторе, в стремлении к самосохранению. Те культуры, которые поощряют жажду наживы, а значит модус обладания, опираются на такие потенции человека.

Эта тенденция играет сейчас доминирующую роль, так как это предопределено социоэкономической структурой нашего общества.

 

4) Что означает для человека «быть»?

 

2-ая тенденция – «быть», а значит, отдавать, жертвовать собой – обретает силу в специфических условиях человеческого существования и внутренне присущей человеку потребности в преодолении одиночества посредством единения с другими. Быть - это значит жить, любить и т.д., но не обладать вещью, иначе человек сам станет вещью. Быть – значит развиваться.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: