Ответственность хозяйствующих субъектов за правонарушения в сфере цен регулируются Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Что касается субъектов РФ, то в них приняты свои законодательные и подзаконные акты[4].
К правонарушениям в данной сфере относятся такие нарушения как:
а) завышение или занижение регулируемых цен;
б) завышение или занижение предельных цен;
в) нарушение порядка декларирования или регистрации цен;
г) завышение цен на продукцию, поставляемую субъектами ценообразования по государственным контрактам на поставку товаров для государственных нужд;
д) взимание платы за продукцию, которая в соответствии с федеральным законодательством должна быть предоставлена бесплатно и другие нарушения.
Статьей 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность
1) за завышение или занижение регулируемых государством цен на продукцию, товары либо услуги,
|
|
2) ответственность за нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а также устанавливается ответственность за иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Эти правонарушения наказываются штрафом: для граждан — в размере от 20 до 25 МРОТ, для должностных лиц — от 40 до 50 МРОТ, для юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ.
При этом следует отметить, что привлечение к административной ответственности должностного лица не исключает ответственности самого хозяйствующего субъекта.
[1] Ценовая политика организации может быть пассивной или активной. Пассивное ценообразование предполагает установление цен строго на основе затратного метода или только под влиянием ценовых решений конкурентов. Активное ценообразование предполагает установление цен в рамках политики управления сбытом в целях достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и целевого уровня прибыльности организации.
[2] Например, в информационном письме валютно-кредитного департамента МВЭС мировые цены на металлы приводились по данным биржевой котировки Лондонской биржи металлов, цены на уголь — по данным Канадской, Европейской и Американской бирж.
[3] К примеру, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет государственную регистрацию согласованных с Федеральной службой по тарифам предельных отпускных цен российских и иностранных организаций-производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства и ведет Государственный реестр зарегистрированных предельных отпускных цен на лекарственные средства. Порядок государственной регистрации предельных отпускных цен производителей лекарственных средств определен постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. № 782.
|
|
[4] Закон города Москвы от 28 января 2004 г. № 5 «О государственном контроле за соблюдением порядка ценообразования и применения регулируемых цен».