Компоненты организации, подверженные изменениям

Тема 11

Консультирование процесса изменения.

I. Консультирование процесса изменения

1. Понятие изменений, виды.

2. Источники изменений.

3. Компоненты организации, подверженные изменениям.

4. Типы изменений.

5. Процесс изменений (готовность организации к переменам, процедура проведения изменений)

6. Управление процессом изменений.

II. Диагностика организационных изменений.

1. Опросные методы.

2. Деловые игры.

3. Построение команд.

III. Изменения - ещё не конечная цель.

 

Консультирование процесса изменения.

Понятие изменений.

Изменения являются смыслом консультирования по вопросам управления. Если все различные формы консультативных заданий имеют одну общую характеристику, то это помощь в планировании и осуществлении изменений в организациях клиентов. Организационные изменения полны трудностей и ловушек. Часто само поведение того, кто пытается их осуществить, вызывает сопротивление и тормозит весь процесс. Чтобы избежать этого, каждый консультант по вопросам управления должен быть знаком со сложными взаимоотношениями, связанными с процессом изменений, с тем, как поступать в различных ситуациях и помогать людям приспособиться к изменениям.

Понятие изменения подразумевает, что между двумя последовательными моментами времени имеются заметные различия в ситуации, человеке, рабочей группе, организации или взаимоотношениях.

 

Изменения в окружающей среде.

 

Сегодняшние организации работают в непрерывно меняющейся окружающей среде. Способность приспосабливаться к этому - основное условие успеха в бизнесе и во все возрастающем числе случаев просто выживания.

Вполне вероятно, что доводить до сознания клиентов новый характер изменений в окружающей среде и помогать им эффективно на них реагировать будет самым важным и перспективным в управленческом консультировании в последние годы нашего тысячелетия.

 

Организационные изменения.

 

Организации меняются не ради самих изменений, а потому что являются частью более широкого процесса развития и должны реагировать на развитие окружающей среды, связи, требования и возможности. Они вынуждены постоянно приспосабливаться к среде, в которой существуют и работают. Они генерируют изменения во внешней среде. Так, они видоизменяют технологическую среду как на национальном, так и на международном уровне.

Изменения в людях.

 

Человеческий аспект в организационных изменениях является фундаментальным потому что именно поведение людей в организации в конечном итоге определяет, что можно изменить и какую это даст реальную пользу. Люди должны понимать, хотеть и иметь возможность претворить в жизнь изменения. Когда меняется организация, меняются люди: они должны приобретать новые знания, получать больше информации, решать новые задачи, совершенствовать навыки и умения и очень часто менять рабочие привычки, ценности и отношение к делам в организации. Перемены в ценностях и отношениях очень важны, без них невозможны какие либо реальные изменения. Кто хочет, чтобы его подчиненные и коллеги изменились, должен быть готов анализировать и менять собственное поведение, рабочие методы и отношения! Это -золотое правило организационных изменений.

Важно помнить, что на изменение отдельных людей в организации воздействуют изменения в окружающей среде. Изменения в окружающей среде могут облегчать или затруднить изменения в людях, работающих в организации.

 

 

Источники изменений

Источники изменений могут появляться как внутри организации, так и извне. Внутренние источники изменений часто связаны с самим организационным развитием. Так физическое увеличение организации приводит к появлению дополнительных проблем в сфере управления.

Внешние источники изменений могут быть как благоприятными, так и опасными для организации. От руководителя подчас требуется значительное мастерство в прогнозировании возможных изменений внешней среды и опережении вероятных катаклизмов. Иногда эта проблема решается с помощью аналитического, в том числе компьютерного инструментария, но чаще обеспечивается с помощью затрат на привлечение дополнительных источников информации от особенно опасных объектах и явлениях в российской практике таковыми часто являются органы государственной власти.

Компоненты организации, подверженные изменениям.

Наиболее простую схему компонентов организации, подверженных изменениям, предложил Г. Левитт. Она состоит из четырёх компонентов: цели, люди, структура, технология. Все компоненты связаны друг с другом как попарно, так и в целом. Поэтому даже минимальное изменение в каждом из них приводит к изменениям и остальных трех, и всей организации.

При этом разные темпы изменений могут приводить к дисбалансу системы в целом, к напряжениям во взаимодействии компонентов, к конфликтам и кризисам. В тоже время воздействие на какой-либо компонент может осуществляться не только непосредственно, но и опосредованно, то есть через другие компоненты. Так смена технологии часто ведет к смене персонала, а появление подразделений может привести к пересмотру целей организации.

Часто изменения, инициируемые руководством, вызывают осознанные или неосознанные сопротивления сотрудников. Не каждый информирован так же, как руководитель. Их цели, как правило, отличаются. И если не проводить работу по координации целей, то даже самый позитивный проект преобразований может оказаться на грани срыва.

 

Типы изменений

Изменения в организации могут касаться любого аспекта или фактора. К ним могут относиться:

· изменения в основной структуре - характер и уровень деловой активности, правовая структура, собственные источники финансирования, международные операции и их воздействие, диверсификация, слияния, совместные предприятия;

· изменения в задачах деятельности - ассортимент продукции и набор оказываемых услуг, новые рынки, клиенты и поставщики;

· изменения в применяемой технологии - оборудование, орудия труда, материалы и энергия, технологические процессы, канцелярская техника;

· изменения в управленческих структурах и процессах - внутренняя организация, трудовые процессы, процессы принятия решений и управления, информационные системы;

· изменения в организационной культуре - ценности, традиции, неформальные отношения, мотивы и процессы, стиль руководства;

· изменения в людях - руководство и служебный персонал, их компетентность, отношения, мотивация, поведение и эффективность в работе;

· изменения в эффективности работы организации - финансовые, экономические, социальные, показывающие, как организация связана с окружающей средой, выполняет свою задачу и пользуется новыми возможностями; изменения в престиже организации в деловых кругах и обществе;

Поршнев выделяет 5 типов стратегических изменений в организации:

1. Коренная реорганизация - необходимость в таких глубоких изменениях возникает например, когда организация покидает одну отрасль и переходит в другую. При этом меняется номенклатура ее продукции и рынки сбыта, изменения в технологии, составе ресурсов. Меняется и миссия в организации. Серьезного внимания заслуживает работа по созданию новой организационной культуры.

2. Радикальные изменения - связаны с глубокими структурными преобразованиями внутри организации, с разделением или со слиянием ее с другой аналогичной организацией. Это вызывает необходимость проведения изменений в организационной структуре и корректировке организационной культуры.

3. Умеренные изменения - наиболее часто встречающиеся стратегические изменения. Осуществляются в том случае, когда организация выходит с новым продуктом на рынок и пытается получить для него покупателей. В этом случае изменения затрагивают производственный процесс, а также маркетинг.

4. Обычные изменения - связанные с проведением преобразований в маркетинговой сфере с целью поддержания интереса к продукту организации. Эти изменения не являются существенными, и их проведение мало затрагивает деятельность организации в целом.

5. Неизменяемое функционирование организации происходит тогда, когда она постоянно реализует одну и туже стратегию. В этом случае на стадии выполнения стратегии не требуется проводить никаких изменений, потому что при определенных обстоятельствах организация может получать хорошие результаты, опираясь на опыт. При таком подходе очень важно чутко следить за возможными нежелательными изменениями во внешней среде.

 

Процесс изменений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: