ТЕМЫ ДЛЯ УЧЕБНЫХ РЕФЕРАТОВ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
Реферат представляет собой самостоятельный логически выполненный обзор задачи, проблемы научного или учебного характера. В реферате излагается содержание источников и литературы по определенной теме, в также воможно высказывание собственного мнения автора, но в сравнении с позициями других авторов (с точки зрения согласия или несогласия с той или иной концепцией). Это одна из форм учебной и научной работы. Выполняя её, студенты получают навыки самостоятельной работы по изучению и анализу учебной и научной литературы, то есть учатся одному из самых основных приёмов самостоятельного получения знаний.
Обязательными требованиями к реферату являются следующие:
Наличие титульного листа.
Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, принятыми в учебном заведении. Как правило, на титульном листе размещается такая информация: название министерства, название вуза, тип работы (реферат), наименования дисциплины, тема работы, номер курса и группы, Ф.И.О. студента, номер зачетной книжки – студенческого билета, Ф.И.О., ученое звание и преподавателя, место, дата.
2. Наличие плана (содержания) работы.
План работы (содержание), где пункты плана (разделы) нумеруются и озаглавливаются, напротив даются указания страниц.
Наличие определённой структуры работы.
Реферат обычно состоит из нескольких структурных элементов: введения, непосредственного текста работы, заключения и библиографического списка. В первую очередь реферат должен содержать введение, в котором обосновывается актуальность рассматриваемой проблематики и степень её разработанности в специальной литературы. Там же формулируется цель и задачи работы, Основная часть непосредственный текст работы чаще всего включает в себя несколько разделов. В заключении реферата предлагаются основные выводы, сделанные в ходе работы. Обязательным условием качественно написанного реферата является список использованной в ходе работы литературы, содержащий не менее 5 источников.
4. Отличительной особенностью реферата является наличие таких формулировок, как: "по словам учёного…", "по мнению такого-то автора…", "с точки зрения того-то…", "согласно теории такой-то", "концепция такая-то основывается на…", "сущность высказываемой автором позиции базируется на таких принципах…" и т.п. Использование подобных оборотов свидетельствует о том, что автор реферата знаком с различными видами источников, свободно оперирует необходимыми понятиями, разбирается в различиях тех или иных точек зрения по рассматриваемому вопросу.
Таким образом, реферат представляет собой особый вид письменной работы, целью которой является рассмотрение и анализ существующих точек зрений по заявленной проблеме.
Основные требования к оформлению реферата аналогичны требованиям к написанию любой научной работы: от 10 до 15 страниц машинописного текста (шрифт Times New Roman, размер 14), исполненного на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Межстрочный интервал – полуторный, границы полей: верхнее и нежнее – 20мм., правое – 10 мм., левое – 30 мм. Страницы нумеруются, начиная с титульного листа (на нём номер не ставится). В отдельных случаях допускается также рукописное оформление реферата. Структура реферата включает в себя введение, основную часть, заключение, список использованной литературы. Желательны подстрочные постраничные сноски на источники и литературу.
Реферат сдается в угловой папке.
Определение темы: студент выполняет реферат по одной из тем, соответственно последних цифр в номере своей зачетки – студенческого билета.
Темы рефератов:
1. История и культура.
2. История и современность.
3. Исторические источники.
4. Цивилизационные и формационные теории.
5. Культурологические подходы к истории.
6. Славяне и народы Восточной Европы IX-XIII вв.
7. Быт и нравы Древней Руси.
8. Дипломатия и международные отношения Древней Руси.
9. Общественные отношения Киевской Руси в зеркале Русской Правды.
10. «Господин «Великий Новгород». Особенности общественного и государственного строя Северо-Западной Руси.
11. Ремесла и искусства Древней Руси.
12. Русь и Золотая Орда.
13. Образование и укрепление Московского княжества.
14. Взаимоотношения Московского княжества и русско-литовского государства ХIII–ХIV вв.
15. Московское княжество – политический лидер и объединитель великорусских земель.
16. Архитектура и культура Северо-Восточной Руси XIII-XIV вв.
17. Особенности развития феодализма в России в XV–XVII вв.
18. Формирование централизованного государства и православная церковь.
19. Культура Московского государства в XV–XVI вв.
20. Внешняя политика Московских великих князей в XV–XVI вв.
21. Кризис русской государственности: опричнина и «смутное время».
22. Первая российская модернизация: эпоха Петра I и ее значение в истории России.
23. Внешняя политика России в XVIII в.
24. Крестьянский вопрос в России XVIII века и война под предводительством Е. Пугачева.
25. Западноевропейское Просвещение и российская общественно-политическая мысль.
26. Культура России в XVIII в.
27. Основные тенденции развития мировой и российской истории в начале ХIХ века.
28. Александр I: замыслы реформ и противоречия политики.
29. М.М. Сперанский, Н.Н. Новосильцев: проекты преобразований и судьбы реформаторов.
30. Николай I: внутренняя и внешняя политика.
31. «Кавказская политика» Российской империи ХIХ века.
32. Российское общество первой половины ХIХ века в поисках модели развития страны.
33. Российская модернизация второй половины XIX века в контексте развития мировых процессов индустриальной эпохи.
34. Крестьянская реформа 1861 года: выработка характера, содержание, итоги.
35. Содержание и значение реформ 1860–70-х годов.
36. Реформы Александра II: великие преобразования и неиспользованные возможности.
37. Александр III: противоречия контрреформ.
38. Внешняя политика России во второй половине XIX века и национальный вопрос в империи.
39. Россия и мир на пороге ХХ века: новые процессы и усложнение международной системы взаимоотношений.
40. Николай II между вызовами модернизации и традициями абсолютизма.
41. Ускорение индустриального развития России в начале ХХ века и социально-экономические противоречия.
42. Российская внешняя политика в период правления Николая II.
43. Противоречия модернизации политической жизни Российской империи: власть и общество в думский период.
44. Национальный вопрос в Российской империи ХХ века.
45. II-ой Всероссийский съезд Советов; установление Советской власти в Петрограде и Москве.
46. Выход Советской России из мировой войны. Брестский мир 3 марта 1918 г.
47. Учредительное собрание: созыв, роспуск, последствия.
48. Социально-экономическая политика советского правительства в годы гражданской войны.
49. Доктрина мировой революции и Коминтерн.
50. Роль аппарата насилия в укрепление Советской власти.
51. Церковь в СССР в 1920-е гг.
52. Начало «нового» советского искусства.
53. Социальная политика Советского государства в 1920-е гг.
54. Политическая элита СССР в 1920-е гг.
55. Формирование культа личности Сталина.
56. Конституция «победившего социализма».
57. Власть и интеллигенция.
58. Репрессии и политические процессы 1930-х гг.
59. Внешняя политика СССР накануне II мировой войны. СССР и Германия в 1930-е гг.
60. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне.
61. Экономика СССР в Великой Отечественной войне.
62. Героизм советского народа в годы Великой Отечественной войны.
63. Органы НКВД в годы Великой Отечественной войны.
64. Народ и И.В. Сталина в Великой Отечественной войны.
65. Ленд-лиз в Великой Отечественной войны.
66. Советская наука и техника в годы Великой Отечественной войны.
67. Антигитлеровская коалиция.
68. Подвиг героев - татарстанцев в годы Великая Отечественная война.
69. Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны.
70. Литература и искусство в годы Великой Отечественной войны.
71. Послевоенное устройство мира и начало «холодной войны».
72. СССР в послевоенные годы: восстановление хозяйства и новые волны репрессий
73. Борьба за власть после смерти И.В. Сталина.
74. Либерализация внешнеполитического курса: между мирным существованием и мировой гегемонией.
75. Мировой лагерь социализма в период хрущевской «оттепели».
76. Политика «мирного сосуществования».
77. ХХ съезд партии. Десталинизация общественно-политической жизни страны.
78. «Оттепель», её влияние на духовную атмосферу общества.
79. Реформаторские поиски в советском руководстве.
80. Н.С. Хрущев. Попытки обновления «государственного социализма».
81. Причины и уроки несостоявшегося «демократического поворота» 1960-х гг.
82. Советская наука в эпоху научно-технической революции. Начало освоения космоса.
83. Изменение социальной структуры советского общества в 1960 – 1980-е годы и их влияние на состояние общества.
84. Правозащитное движение в СССР: история вопроса.
85. Новые явления и тенденции в мировом развитии во второй половине ХХ в.: СССР и мир в 1970-80- х гг.
86. Стройки века: ВАЗ, БАМ, КАМАЗ – ставка на зарубежную технику и энтузиазм молодежи.
87. СССР – США: от политики разрядки к новому витку гонки вооружений, обострение пропагандистской войны.
88. Общественно-политический кризис конца 1970-х начала 80-х годов.
89. Экономическая, политическая и духовная жизнь общества в период «развитого социализма».
90. Политические и социально-экономические процессы в СССР периода перестройки.
91. XIX партконференция и начало перестройки политической системы в СССР.
92. Концепция нового политического мышления во внешней и внутренней политике СССР конца 1980-х гг.
93. Усиление центробежных тенденций и распад СССР.
94. Перестройка в СССР: замыслы и реальность.
95. Национальные конфликты и процесс суверенизации республик СССР.
96. Конституционный кризис 1993 года.
97. Развитие российского парламентаризма (1993 – 2011 гг.)
98. Внешняя политика России (1991 – 2011 гг.).
99. Чеченский кризис: причины и способы разрешения.
100. Модернизация в современной Российской Федерации: планы и реализация.