Французское Просвещение в исторических лицах

       
 
 
 
 
 

 

 



 
 

   
 
 
 



Взлет новоевропейской культуры XIX века

XIX век занимает исключительное место в развитии европейской и всей мировой культуры Нового времени. Это – век классики, когда буржуазно-капиталисти-ческая цивилизация достигает наивысшей зрелости и демонстрирует великолепные результаты своего развития во всех сферах общественной жизни. В своих главных итогах XIX век это:

Классика (от лат. classicus – образцовый, первоклассный) –в узком смысле название античного искусства, а также искусства Высокого Возрождения. В более широком смысле слова классика – достижения мировой и национальной культуры, обладающие непреходящей эстетической ценностью, в том числе совершенные произведения искусства, литературы, получившие признание как шедевры.

§ один из самых динамичных и драматичных периодов в истории Европы, пережившей глубокие общественные потрясения и войны, которые окончательно сокрушили феодализм и открыли путь для свободного и быстрого развития капитализма – более прогрессивного строя, восторжествовавшего сначала в Англии, Франции, Северной Америке, а затем в других странах Европы;

§ эпоха завершения длительного исторического процесса становления европейских буржуазных наций и формирования централизованных национальных государств (единая Италия, Германская империя и др.) в условиях, когда потребности практического купца и промышленника (т.е. буржуа) настоятельно потребовали устранения провинциального хлама (многообразие вексельного права, через каждые несколько миль новые условия занятия ремеслом, разнообразие местного законодательства, ограничение прав жительства, различные меры весов, разнообразие валют и т.д.), стеснявшего и ограничивающего торговые обороты. «Отсюда видно, что стремление к единому «отечеству» имело весьма материальную подоплеку»[10];

§ время, когда религиозная идеология, выступавшая прежде в качестве исходного интегрирующего начала всей жизни людей, окончательно вытесняется новой социальной и духовной силой – экономической, политической и культурной общностью нации. «Религиозные действия и функции шамана и жреца, в силу их религиозности, были святы, велики и ценны для общества того времени, верившего в их силу и оценивавшего все с точки зрения божественной ценности; для современного же общества эти действия – бесполезная и неумная трата сил, не заслуживающая никаких привилегий или прав»[11];

§ эпоха культурного взлета, не имеющего себе равных в европейской истории: развитие науки и художественной литературы, музыкальных и изобразительных искусств пошло такими бурными, невиданно быстрыми темпами, как никогда раньше. А проникновение в бытие и духовный мир человека, обогащение его культурных ценностей и смыслов не знает аналогов в прошлом;

§ колоссальные изменения в области материальной культуры, прежде всего экономике и технике, что позволяет говорить об этом времени как «цивилизационной революции». П.А. Сорокин подсчитал, что XIX век принес открытий и изобретений больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые. Вследствие этого техническое господство над пространством, временем и материей выросло многократно;

§ эпоха резкого возрастания в целом роли культуры во всех сферах жизни буржуазного общества (культуры труда, культуры быта, художественной культуры, политической культуры) и для всех социальных слоев нации. Многократно увеличив городское население за счет сельского, капитализм вырвал «значительную часть населения из идиотизма деревенской жизни»[12].

В европейской буржуазной культуре XIX в. окончательно утверждаются ценности, получившие свое развитие в предыдущие эпохи и ставшие к этому времени ее главным мировоззренческим, духовно-смысловым фундаментом. Ведущими, определяющими весь облик и содержание культуры данного типа общества стали:

Индивидуализм(от лат. individuum – неделимое; франц. individualisme) –особый тип мировоззрения, сутью которого является в конечном счете абсолютизация позиции и интересов отдельного человека (индивида).

v индивидуализм

(антропоцентризм)

Рационализм(от лат. rationalis – разумный, ratio – разум) –философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Как целостная система рационализм сложился в Новое время в результате развития математики и естествознания.

 

v рационализм

Прагматизм(от греч. pragmatos – дело, действие) –философское учение, а также мировоззренческая позиция, которые рассматривают действие, целесообразную деятельность в качестве центрального, определяющего свойства человеческой сущности.

 
 


v прагмати зм

Сциентизм(от лат. scientia – знание, наука) – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности, об особой роли науки в жизни человека и общества.

 
 


v сциентизм

Европоцентризм –мировоззренческая и культурфилософская позиция, которая основана на идее исключительности, превосходства европейской культуры над всеми другими.

 
 


v европоцентризм

Телеологизм(от греч. teleos – цель, logos – учение) – философско-идеалистическое учение о цели и целесообразности. В противовес детерминизму, а иногда в «дополнение» к нему, обосновывают особый вид причинности в природе и обществе.

 
 


v телеологизм



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: