Образ жизни квалифицируется как система наиболее существенных, типичных характеристик способа деятельности или активности людей, в единстве ее количественных и качественных сторон, являющихся отражением уровня развития производительных сил и производственных отношений. Основными характеристиками образа жизни являются следующие: физическая и интеллектуальная активность, образовательный и культурный уровень, рациональность питания, наличие вредных привычек (курения, употребления алкоголя), употребление наркотиков, стрессовые ситуации, семейные отношения, межличностные отношения (Ю.П. Лисицын, 1992).
Образ жизни обобщает, включает в себя четыре категории: экономическую – «уровень жизни», социологическую – «качество жизни», социально-психологическую – «стиль жизни» и социально-экономическую – «уклад жизни».
• Уклад жизни (общественной жизни, быта, культуры), в рамках которых происходит жизнедеятельность людей.
• Стиль жизни - индивидуальные особенности поведения, проявления жизнедеятельности, активности, образа мысли и стиля мышления.
• Уровень жизни - характеризует размер и структуру материальных потребностей человека (количественная категория).
• Качество жизни (КЖ) - степень возможности реализации материальных и
духовных потребностей человека. На этом понятии следует остановиться подробнее.
Здоровый образ жизни - это деятельность, наиболее характерная для конкретных социально-экономических, политических, экологических условий, направленная на сохранение и улучшение здоровья людей.
Формирование здорового образа жизни предусматривает:
• создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии на здоровье всех негативных факторов и возможностях уменьшения этого влияния;
• санитарно-гигиеническое воспитание населения;
• снижение распространенности курения и потребления
табачных изделий, снижение потребления алкоголя,
профилактика потребления наркотиков и наркотических средств;
• привлечение населения к занятиям физической культу
рой, туризмом и спортом, повышение доступности этих
видов оздоровления.
Вопрос 4. Состояние здоровья детей и подростков в РФ.
Дети и подростки – особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является барометром социального благополучия и медицинского обеспечения предшествующего периода детства, а так же предвестниками изменения здоровья населения в последующие годы (Т.М. Максимова, 2002).
Лишь 10% выпускников школ на сегодняшний день являются здоровыми, 40% - имеют хроническую патологию, 50% - морфофункциональные отклонения. Несмотря на большую работу, проводимую Минздравом, Минобразования России, РАМН, РАО, по охране здоровья подрастающего поколения, до сих пор не удается переломить негативную тенденцию ухудшения состояния здоровья детей и подростков, развития стрессовых состояний, увеличения распространенности нервно-психических нарушений и функциональных отклонений со стороны сердечно-сосудистой системы, роста ранней инвалидизации. Нарастают табакокурение, потребление алкоголя, асоциальные формы поведения. Как следствие – ухудшение качества трудового потенциала, репродуктивного здоровья населения, а также снижение обороноспособности страны.
Лекция 2.
ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ. ЧЕЛОВЕК, КАК ЕДИНАЯ БИОЛОГИЯ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА.
1. Предмет возрастной физиологии и психофизиологии.
2. Человек, как единая биология.
3. Закономерности роста и развития человека.
Вопрос 1. Предмет возрастной физиологии и психофизиологии
Физиология – наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем, и механизмах его деятельности.
Возрастная физиология – самостоятельная ветвь физиологии, изучающая жизнедеятельность организма в различные периоды онтогенеза (онтогенез – индивидуальное развитие организма с момента зарождения в виде оплодотворения яйцеклетки о до естественной смерти), функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.
Педагогическая эффективность и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков, периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.