Вопрос 3. Образ жизни – главный фактор, обусловливающий здоровье

Образ жизни квалифицируется как система наиболее существенных, типичных характеристик способа деятельности или активности людей, в единстве ее количественных и качественных сторон, являющихся отражением уровня развития производительных сил и производственных отношений. Основными характеристиками образа жизни являются следующие: физическая и интеллектуальная активность, образовательный и культурный уровень, рациональность питания, наличие вредных привычек (курения, употребления алкоголя), употребление наркотиков, стрессовые ситуации, семейные отношения, межличностные отношения (Ю.П. Лисицын, 1992).

Образ жизни обобщает, включает в себя четыре категории: экономическую – «уровень жизни», социологическую – «качество жизни», социально-психологическую – «стиль жизни» и социально-экономическую – «уклад жизни».

• Уклад жизни (общественной жизни, быта, культуры), в рамках которых происходит жизнедеятельность людей.

• Стиль жизни - индивидуальные особенности поведения, проявления жизнедеятельности, активности, образа мысли и стиля мышления.

• Уровень жизни - характеризует размер и структуру материальных потребностей человека (количественная категория).

• Качество жизни (КЖ) - степень возможности реализации материальных и

духовных потребностей человека. На этом понятии следует остановиться подробнее.

Здоровый образ жизни - это деятельность, наиболее характерная для конкретных социально-экономических, политических, экологических условий, направленная на сохранение и улучшение здоровья людей.

Формирование здорового образа жизни предусматривает:

• создание постоянно действующей информационно-про­пагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии на здоровье всех негативных факторов и возможностях уменьшения этого влияния;

• санитарно-гигиеническое воспитание населения;

• снижение распространенности курения и потребления
табачных изделий, снижение потребления алкоголя,
профилактика потребления наркотиков и наркотических средств;

• привлечение населения к занятиям физической культу­
рой, туризмом и спортом, повышение доступности этих
видов оздоровления.

 

Вопрос 4. Состояние здоровья детей и подростков в РФ.

Дети и подростки – особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является барометром социального благополучия и медицинского обеспечения предшествующего периода детства, а так же предвестниками изменения здоровья населения в последующие годы (Т.М. Максимова, 2002).

Лишь 10% выпускников школ на сегодняшний день являются здоровыми, 40% - имеют хроническую патологию, 50% - морфофункциональные отклонения. Несмотря на большую работу, проводимую Минздравом, Минобразования России, РАМН, РАО, по охране здоровья подрастающего поколения, до сих пор не удается переломить негативную тенденцию ухудшения состояния здоровья детей и подростков, развития стрессовых состояний, увеличения распространенности нервно-психических нарушений и функциональных отклонений со стороны сердечно-сосудистой системы, роста ранней инвалидизации. Нарастают табакокурение, потребление алкоголя, асоциальные формы поведения. Как следствие – ухудшение качества трудового потенциала, репродуктивного здоровья населения, а также снижение обороноспособности страны.

 

 

Лекция 2.

ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ. ЧЕЛОВЕК, КАК ЕДИНАЯ БИОЛОГИЯ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА.

 

1. Предмет возрастной физиологии и психофизиологии.

2. Человек, как единая биология.

3. Закономерности роста и развития человека.

 

Вопрос 1. Предмет возрастной физиологии и психофизиологии

Физиология – наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем, и механизмах его деятельности.

Возрастная физиология – самостоятельная ветвь физиологии, изучающая жизнедеятельность организма в различные периоды онтогенеза (онтогенез – индивидуальное развитие организма с момента зарождения в виде оплодотворения яйцеклетки о до естественной смерти), функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.

Педагогическая эффективность и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков, периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: