В ЦНС постоянно происходит взаимодействие двух процессов — возбуждения и торможения, которые могут протекать в одном нейроне, сменяя друг друга или одновременно. Возбуждение - это активный физиологический процесс, который сопровождается биохимическими, биофизическими и электрическими изменениями и проявляется специфической деятельностью.
Торможение также сопровождается биологическими изменениями мембраны, как и возбуждение, но приводит к замедлению, ослаблению или полному прекращению ответной деятельности.
Согласованная деятельность всех органов и адекватные реакции организма на различные воздействия внешней среды невозможны без координации рефлекторных процессов, их двигательных и вегетативных компонентов. Основные механизмы координации:
· конвергенция
· иррадиация
· концентрация
· индукция нервных процессов
· формирование доминанты.
У ребенка координация рефлекторных реакций далеко не совершенна. Высокая степень иррадиации нервных процессов во многом связана с плохой «изоляцией» нервных волокон. Миелинизация большинства нервных волокон заканчивается к 3 годам постнатального развития, а иногда продолжается до 5-10 лет. У детей выше возбудимость нервной ткани, меньше специализация нервных центров, более распространены явления конвергенции и положительной индукции нервных процессов. Координация рефлекторных реакций у детей и подростков совершенствуется в ходе онтогенеза, и только к 18-20 годам этот процесс завершается.