ТЕМАТИКА письменных работ (примерная)
1. Предмет психологии, ее задачи, отрасли и место в системе наук. Основные принципы психологии.
2. Становление психологии как науки. Основные этапы истории психологии.
3. Условия возникновения и развития психического отражения в процессе эволюции животных.
4. Происхождение и развитие психики человека. Уровни психического отражения.
5. Мозг и психика. Функциональная асимметрия больших полушарий.
6. Структура сознания и его психологические характеристики. Взаимодействие сознания и бессознанного.
7. Сущность различия психики животных и человека.
8. Методы исследования личности в психологии.
9. Факторы и движущие силы развития личности. Основные теории личности.
10. Понятие о личности в психологии. Психологическая структура личности.
11. Направленность личности. Мотивы и мотивировки поведения. Виды мотивов и направленности личности.
12. Самосознание личности. Открытие «Я» в процессе развития личности ребенка.
13. Самооценка и ее роль для становления самосознания личности. Виды самооценки и уровня притязаний, их значение в поведении и деятельности.
|
|
14. Механизмы психологической защиты и их характеристика.
15. Понятие о деятельности и ее структура. Факторы эффективности деятельности. Основные виды деятельности и их характеристика.
16. Понятие об языке и речи. Физиологические механизмы речи. Функции и виды речи.
17. Общение, его функции и влияние на формирование личности. Виды и средства общения. Конфликты и пути их предотвращения.
18. Понятие о группах и коллективах. Виды групп. Этапы развития группы в коллективе.
19. Межличностные отношения в группах и коллективах, методы их выявления.
20. Понятие о внимании, его физиологические основы. Виды и свойства внимания. Пути привлечения и поддержания внимания школьника в обучении. Рекомендации по развитию внимания у детей.
- Понятие об ощущениях и восприятии, их физиологические основы. Классификация и закономерности ощущений. Виды и основные свойства восприятия.
- Понятие о памяти, ее физиологические основы. Виды и процессы памяти. Индивидуальные различия памяти, учет их при организации учебной деятельности. Развитие памяти детей.
- Понятие о мышлении. Виды и логические формы мышления. Развитие мышления детей. Индивидуальные различия мышления школьников и их учет при организации учебной деятельности.
- Социальная природа воображения. Связь воображения, эмоций и органических процессов. Виды и формы воображения. Возрастные и индивидуальные особенности проявления воображения. Пути развития детского воображения.
- Общая характеристика чувств и эмоций. Классификация видов чувств. Формы переживаний чувств.
- Понятие о воли. Психологическая структура волевого акта. Роль коллектива в формировании воли. Рекомендации по развитию воли.
- Понятие о темпераменте, его физиологические основы. Психологическая характеристика типов темперамента. Необходимость индивидуального подхода в обучении и воспитании детей с различными темпераментами.
- Понятие о характере и его природе. Взаимосвязь характера и темперамента. Структура характера. Формирование характера у детей.
- Акцентуация характера. Психологические типы акцентуированных характеров детей.
- Понятие о способностях. Проблемы наследования способностей. Структура способностей. Качественная и количественная характеристика способностей. Задатки и способности. Формирование и развитие способностей у детей.
ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ
|
|
- О соотношении сознания и бессознательного в психики человека.
- Психические процессы: их взаимосвязь и взаимовлияние.
- Обзор представлений о мотивах поведения человека.
- Поведение и деятельность.
- Психические процессы, свойства, состояния.
- Познавательная деятельность человека.
- Эмоциональная жизнь человека.
- Способности. Одаренность. Талант.
- Воля и эмоции в обыденной жизни.
- Что такое психика.
- Темперамент и характер.
- О соотношении чувственного и рационального в познании.
- Что такое сознание.
- Мотивы познавательной деятельности.
- Мотивационная сфера личности.
- Мое понимание личности.
- Структура основных психологических понятий.
- Творческое мышление.
- Роль памяти и внимания в жизни человека.
- Особенности развития детского мышления.
- Структура мыслительной деятельности.
- Перцептивные образы, их особенности.
- Ощущения, их характеристика.
- Первичные образы, их роль в жизни человека.
- Представление и воображение. Фантазия.
- Что такое интеллект.
- Что такое установка.
- Виды и свойства внимания.
- Формирование характера у детей.
- Необходимость индивидуального подхода в обучении и воспитании детей с различными темпераментами.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М., 1980.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
- Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М.,1996.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. М., 1984.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.,1996.
- Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. М.,1992.
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.,1984.
- Джемс У. Психология. М., 1991..
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
- Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2001.
- Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.,1986.
- Психология / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2001.
- Психология индивидуальных различий. Тексты. /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1982.
- Психология личности. Тексты./Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982.
- Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. М., 1998.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.
- Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1994.
- Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Мироненко. М., 1987.
Дополнительная
- Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
- Бассин В.Ф. Проблемы бессознательного. М., 1980.
- Бине А. Измерение умственных способностей. СПб., 1998.
- Блонский П.П. Избранные произведения. М., 1964.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека и человеком. М., 1982.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
- Брунер Дж. Психология познания. М., 1977
- Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995.
- Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982.
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1999.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М.,1998.
- Популярная психология: Хрестоматия. / Сост. В.В. Мироненко. М., 1990.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / Под общ. Ред. А.А. Крылова. СПб., 2001.
- Психология памяти. /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер., В.Я. Романова. М., 2000.
- Психология эмоций. Тексты. /Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1984
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.
- Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1981.
|
|
Перечень заданий
для самостоятельной работы студентов
1. Предмет психологии, ее задачи, отрасли и место в системе наук. Основные принципы психологии.
2. Становление психологии как науки. Основные этапы истории психологии.
3. Условия возникновения и развития психического отражения в процессе эволюции животных.
4. Происхождение и развитие психики человека. Уровни психического отражения.
5. Мозг и психика. Функциональная асимметрия больших полушарий.
6. Структура сознания и его психологические характеристики. Взаимодействие сознания и подсознания.
7. Сущность различия психики животных и человека.
8. Методы исследований личности в психологии.
9. Факторы и движущие силы развития личности. Основные теории личности.
10. Понятие о личности в психологии. Психологическая структура личности.
11. Направленность личности. Мотивы и мотивировки поведения. Виды мотивов и направленности личности.
12. Самосознание личности. Открытие «Я» в процессе развития личности ребенка.
13. Самооценка и ее роль для становления самосознания личности. Виды самооценки и уровня притязаний, их значение в поведении и деятельности.
14. Механизмы психологической защиты и их характеристика.
|
|
15. Понятие о деятельности и ее структура. Факторы эффективности деятельности. Основные виды деятельности и их характеристика.
16. Понятие об языке и речи. Физиологические механизмы речи. Функции и виды речи.
17. Общение, его функции и влияние на формирование личности. Виды и средства общения. Конфликты и пути их предотвращения.
18. Понятие о группах и коллективах. Виды групп. Этапы развития группы в коллективе.
19. Межличностные отношения в группах и коллективах, методы их выявления.
20. Понятие о внимании, его физиологические основы. Виды и свойства внимания. Пути привлечения и поддержания внимания школьника в обучении. Рекомендации по развитию внимания у детей.
21. Понятие об ощущениях и восприятии, их физиологические основы. Классификация и закономерности ощущений. Виды и основные свойства восприятия.
22. Понятие о памяти, ее физиологические основы. Виды и процессы памяти. Индивидуальные различия памяти, учет их при организации учебной деятельности. Развитие памяти детей.
23. Понятие о мышлении. Виды и логические формы мышления. Развитие мышления детей. Индивидуальные различия мышления школьников и их учет при организации учебной деятельности.
24. Социальная природа воображения. Связь воображения, эмоций и органических процессов. Виды и формы воображения. Возрастные и индивидуальные особенности проявления воображения. Пути развития детского воображения.
25. Общая характеристика чувств и эмоций. Классификация видов чувств. Формы переживаний чувств.
26. Понятие о воли. Психологическая структура волевого акта. Роль коллектива в формировании воли. Рекомендации по развитию воли.
27. Понятие о темпераменте, его физиологические основы. Психологическая характеристика типов темперамента. Необходимость индивидуального подхода в обучении и воспитании детей с различными темпераментами.
28. Понятие о характере и его природе. Взаимосвязь характера и темперамента. Структура характера. Формирование характера у детей.
29. Акцентуация характера. Психологические типы акцентуированных характеров детей.
30. Понятие о способностях. Проблемы наследования способностей. Структура способностей. Качественная и количественная характеристика способностей. Задатки и способности. Формирование и развитие способностей у детей.