Для самостоятельной работы студентов

ТЕМАТИКА письменных работ (примерная)

 

1. Предмет психологии, ее задачи, отрасли и место в системе наук. Основные принципы психологии.

2. Становление психологии как науки. Основные этапы истории психологии.

3. Условия возникновения и развития психического отражения в процессе эволюции животных.

4. Происхождение и развитие психики человека. Уровни психического отражения.

5. Мозг и психика. Функциональная асимметрия больших полушарий.

6. Структура сознания и его психологические характеристики. Взаимодействие сознания и бессознанного.

7. Сущность различия психики животных и человека.

8. Методы исследования личности в психологии.

9. Факторы и движущие силы развития личности. Основные теории личности.

10. Понятие о личности в психологии. Психологическая структура личности.

11. Направленность личности. Мотивы и мотивировки поведения. Виды мотивов и направленности личности.

12. Самосознание личности. Открытие «Я» в процессе развития личности ребенка.

13. Самооценка и ее роль для становления самосознания личности. Виды самооценки и уровня притязаний, их значение в поведении и деятельности.

14. Механизмы психологической защиты и их характеристика.

15. Понятие о деятельности и ее структура. Факторы эффективности деятельности. Основные виды деятельности и их характеристика.

16. Понятие об языке и речи. Физиологические механизмы речи. Функции и виды речи.

17. Общение, его функции и влияние на формирование личности. Виды и средства общения. Конфликты и пути их предотвращения.

18. Понятие о группах и коллективах. Виды групп. Этапы развития группы в коллективе.

19. Межличностные отношения в группах и коллективах, методы их выявления.

20. Понятие о внимании, его физиологические основы. Виды и свойства внимания. Пути привлечения и поддержания внимания школьника в обучении. Рекомендации по развитию внимания у детей.

  1. Понятие об ощущениях и восприятии, их физиологические основы. Классификация и закономерности ощущений. Виды и основные свойства восприятия.
  2. Понятие о памяти, ее физиологические основы. Виды и процессы памяти. Индивидуальные различия памяти, учет их при организации учебной деятельности. Развитие памяти детей.
  3. Понятие о мышлении. Виды и логические формы мышления. Развитие мышления детей. Индивидуальные различия мышления школьников и их учет при организации учебной деятельности.
  4. Социальная природа воображения. Связь воображения, эмоций и органических процессов. Виды и формы воображения. Возрастные и индивидуальные особенности проявления воображения. Пути развития детского воображения.
  5. Общая характеристика чувств и эмоций. Классификация видов чувств. Формы переживаний чувств.
  6. Понятие о воли. Психологическая структура волевого акта. Роль коллектива в формировании воли. Рекомендации по развитию воли.
  7. Понятие о темпераменте, его физиологические основы. Психологическая характеристика типов темперамента. Необходимость индивидуального подхода в обучении и воспитании детей с различными темпераментами.
  8. Понятие о характере и его природе. Взаимосвязь характера и темперамента. Структура характера. Формирование характера у детей.
  9. Акцентуация характера. Психологические типы акцентуированных характеров детей.
  10. Понятие о способностях. Проблемы наследования способностей. Структура способностей. Качественная и количественная характеристика способностей. Задатки и способности. Формирование и развитие способностей у детей.

ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ

  1. О соотношении сознания и бессознательного в психики человека.
  2. Психические процессы: их взаимосвязь и взаимовлияние.
  3. Обзор представлений о мотивах поведения человека.
  4. Поведение и деятельность.
  5. Психические процессы, свойства, состояния.
  6. Познавательная деятельность человека.
  7. Эмоциональная жизнь человека.
  8. Способности. Одаренность. Талант.
  9. Воля и эмоции в обыденной жизни.
  10. Что такое психика.
  11. Темперамент и характер.
  12. О соотношении чувственного и рационального в познании.
  13. Что такое сознание.
  14. Мотивы познавательной деятельности.
  15. Мотивационная сфера личности.
  16. Мое понимание личности.
  17. Структура основных психологических понятий.
  18. Творческое мышление.
  19. Роль памяти и внимания в жизни человека.
  20. Особенности развития детского мышления.
  21. Структура мыслительной деятельности.
  22. Перцептивные образы, их особенности.
  23. Ощущения, их характеристика.
  24. Первичные образы, их роль в жизни человека.
  25. Представление и воображение. Фантазия.
  26. Что такое интеллект.
  27. Что такое установка.
  28. Виды и свойства внимания.
  29. Формирование характера у детей.
  30. Необходимость индивидуального подхода в обучении и воспитании детей с различными темпераментами.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М., 1980.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  3. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М.,1996.
  4. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. М., 1984.
  6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.
  7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.,1996.
  8. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. М.,1992.
  9. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.,1984.
  10. Джемс У. Психология. М., 1991..
  11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  12. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
  13. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2001.
  14. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.,1986.
  15. Психология / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2001.
  16. Психология индивидуальных различий. Тексты. /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1982.
  17. Психология личности. Тексты./Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982.
  18. Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. М., 1998.
  19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
  20. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.
  21. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1994.
  22. Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Мироненко. М., 1987.

 

Дополнительная

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
  3. Бассин В.Ф. Проблемы бессознательного. М., 1980.
  4. Бине А. Измерение умственных способностей. СПб., 1998.
  5. Блонский П.П. Избранные произведения. М., 1964.
  6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека и человеком. М., 1982.
  7. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.
  8. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.
  9. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
  10. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977
  11. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995.
  12. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982.
  13. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.
  14. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961
  15. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1999.
  16. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М.,1998.
  17. Популярная психология: Хрестоматия. / Сост. В.В. Мироненко. М., 1990.
  18. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / Под общ. Ред. А.А. Крылова. СПб., 2001.
  19. Психология памяти. /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер., В.Я. Романова. М., 2000.
  20. Психология эмоций. Тексты. /Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1984
  21. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.
  22. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1981.

 

Перечень заданий

для самостоятельной работы студентов

1. Предмет психологии, ее задачи, отрасли и место в системе наук. Основные принципы психологии.

2. Становление психологии как науки. Основные этапы истории психологии.

3. Условия возникновения и развития психического отражения в процессе эволюции животных.

4. Происхождение и развитие психики человека. Уровни психического отражения.

5. Мозг и психика. Функциональная асимметрия больших полушарий.

6. Структура сознания и его психологические характеристики. Взаимодействие сознания и подсознания.

7. Сущность различия психики животных и человека.

8. Методы исследований личности в психологии.

9. Факторы и движущие силы развития личности. Основные теории личности.

10. Понятие о личности в психологии. Психологическая структура личности.

11. Направленность личности. Мотивы и мотивировки поведения. Виды мотивов и направленности личности.

12. Самосознание личности. Открытие «Я» в процессе развития личности ребенка.

13. Самооценка и ее роль для становления самосознания личности. Виды самооценки и уровня притязаний, их значение в поведении и деятельности.

14. Механизмы психологической защиты и их характеристика.

15. Понятие о деятельности и ее структура. Факторы эффективности деятельности. Основные виды деятельности и их характеристика.

16. Понятие об языке и речи. Физиологические механизмы речи. Функции и виды речи.

17. Общение, его функции и влияние на формирование личности. Виды и средства общения. Конфликты и пути их предотвращения.

18. Понятие о группах и коллективах. Виды групп. Этапы развития группы в коллективе.

19. Межличностные отношения в группах и коллективах, методы их выявления.

20. Понятие о внимании, его физиологические основы. Виды и свойства внимания. Пути привлечения и поддержания внимания школьника в обучении. Рекомендации по развитию внимания у детей.

21. Понятие об ощущениях и восприятии, их физиологические основы. Классификация и закономерности ощущений. Виды и основные свойства восприятия.

22. Понятие о памяти, ее физиологические основы. Виды и процессы памяти. Индивидуальные различия памяти, учет их при организации учебной деятельности. Развитие памяти детей.

23. Понятие о мышлении. Виды и логические формы мышления. Развитие мышления детей. Индивидуальные различия мышления школьников и их учет при организации учебной деятельности.

24. Социальная природа воображения. Связь воображения, эмоций и органических процессов. Виды и формы воображения. Возрастные и индивидуальные особенности проявления воображения. Пути развития детского воображения.

25. Общая характеристика чувств и эмоций. Классификация видов чувств. Формы переживаний чувств.

26. Понятие о воли. Психологическая структура волевого акта. Роль коллектива в формировании воли. Рекомендации по развитию воли.

27. Понятие о темпераменте, его физиологические основы. Психологическая характеристика типов темперамента. Необходимость индивидуального подхода в обучении и воспитании детей с различными темпераментами.

28. Понятие о характере и его природе. Взаимосвязь характера и темперамента. Структура характера. Формирование характера у детей.

29. Акцентуация характера. Психологические типы акцентуированных характеров детей.

30. Понятие о способностях. Проблемы наследования способностей. Структура способностей. Качественная и количественная характеристика способностей. Задатки и способности. Формирование и развитие способностей у детей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: