Средства массовой информации Республики Татарстан
"Деловой центр Республики Татарстан — интернет-портал TatCenter.ru"
"Пульс радио" - коммерческая музыкальная радиостанция Казани
"Спортклуб". Спортивный проект журналиста из Зеленодольска: последние новости, специальные репортажи, афиша, форум.
"Татарская газета" - культурно-просветительская газета татарской общины Республики Мордовия (русс., тат., англ. яз.)
"Экологический консалтинг". Научно-практический журнал в области природопользования для юридических лиц
Civilization. Журнал о нетрадиционных технологиях в общественной и культурной жизни
Hi Tech для всех (журнал)
Автопрайс - автомобильная региональная еженедельная газета Автопремьера - Набережные Челны
Авторадио (101,5) - Набережные Челны
Авторадио
Бим-Радио - Казань
"Tatar donyasi" - газета
"Бизнес-класс" - газета (Н.Челны)
"Ватаным Татарстан" - газета
"Вечерние Челны" - газета
"Вечерняя Казань" - газета
"Время и деньги" - газета
"Из рук в руки" - газета (Казань)
"Известия Татарстана" - газета
"Казанские ведомости" - газета
"Коммерсантъ". Волга-Урал - газета
"Магрифат" - газета
"Республика Татарстан" - газета
"Татарские края" - газета
"Татарский мир" - газета
"Татарстан Яшляре" - газета
"Чистопольские известия" - газета
"Ялкын" - ежемесячный иллюстрированный журнал для старшеклассников на татарском языке"
Еtatar.ru - ежедневная деловая газета
Европа плюс (101.9 MHz) - Набережные Челны
Европа Плюс г. Казань - Казань
"Все для Вас" - еженедельная газета бесплатных объявлений
"Единство" - еженедельная рекламно-информационная газета (Н.Челны)
"Дизайн и новая архитектура" - журнал
"Казанский бухгалтер" - журнал
"Лидер Татарстан" - журнал
"Мэгариф" - журнал
"Татарстан" - журнал
"Компьютерный мир" - журнал
"Кама-пресс" - информационное агентство
<Татар-информ> - информационное агентство
Казанский университет - газета
Компьютерра -Татарстан - Набережные Челны
КП в Татарстане
"Азатлык" - общественно-политическая газета
"Сельская новь" - газета Аксубаевского района Татарстана
"Cвобода" - радио на татарском и башкирском языках
- Радио (молодежный независимый канал)
"Второе дыхание" - радио
"Старый город" - радиостанция (Елабуга)
TATAR RADIOSI - радиостанция на татарском языке 100,5 FM
Русское радио (104.8 MHz) - Набережные Челны
С Вами - газета - Альметьевск
Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти
СМИ Татарстана в интернет-справочнике "Российская пресса" Агентства "Союзпечать"
Студенческая газета на татарском языке "Kerpe"
СТС-Казань
Татарстан ЕXPLORER, IT-журнал - Казань
"Эфир" - телекомпания
"ВарианТ" - телекомпания
Телемакс - многоканальное телевидение - Нижнекамск
"Новый Век" - телерадиокомпания
Челны ЛТД - еженедельная газета - Набережные Челны
Интертат - электронная газета Татарстана
"Молодежь Татарстана" - газета
Разговор о состоянии современного рынка СМИ в Татарстане, на наш взгляд, необходимо начать с того, что в настоящее время имеются некоторые сложности с быстрым получением подробной свежей статистический информации о рынке масс-медиа из Интернета. Человек, пожелавший узнать, например, сколько СМИ зарегистрировано в нашей республике, первоначально может найти противоречивые данные.
Отметим преобладание устаревшей информации на официальных сайтах координирующих деятельность республиканских и местных СМИ.
Таким образом, получить подробную свежую статистику о состоянии СМИ в Татарстане любой желающий может, либо официально обратившись в ОАО «Татмедиа» или Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям, либо затратив на поиск во Всемирной сети достаточное количество времени.
Сегодня РТ – один из самых развитых по экономическому потенциалу и медийно насыщенных российских регионов, по численности зарегистрированных медиа уступающий только Москве, Московской области, Санкт-Петербургу. В информационном пространстве Татарстана представлены все виды СМИ: печать, радио, телевидение, информационные агентства, быстро развивается online-журналистика. Основными медийными центрами, помимо Казани, являются города Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск и Бугульма. Подписные кампании на периодические данные год от года также отличаются достаточно высокими показателями. По информации, представленной на официальном сайте ОАО «Татмедиа», в середине 2000-х гг. на каждую тысячу жителей республики по подписке приходится по 515 экземпляров периодических печатных изданий (средний показатель по Российской Федерации тогда равнялся 219 экземплярам). К 2009 году этот показатель снизился до 440 экземпляров на 1000 граждан. Мировой финансовый кризис сократил расходы населения на подписку.
По данным Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых комуникаций, на 1 февряля 2010 года, в РТ было зарегистрировано 1256 средств массовой информации с территорией распростанения по всей республике. Это – самый большой показатель численности СМИ за несколько последних лет. Статистика Агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» показывает, что количество СМИ в регионе с каждым годом увеличивается. Так, в начале 2006 г. было зарегистрировано 997 медиа, в 2007 – уже 1133, в 2008-м показатель вырос до 1175. В связи с экономическим кризисом в 2008 году у нас не то что не закрывались, а продолжали создаваться предприятия СМИ (общая численность на 1 января 2009 года была уже 1283). Правда, сложная экономическая обстановка привела к незначительному сокращению СМИ в течение года.
Вот как выглядела структура медийного рынка Республики Татарстан по состоянию по 1 февраля 2010 года. Всего зарегистрировано 1256 СМИ. Из них:
- 932 печатных СМИ (593 газеты, 303 журнала, 36 иных печатных изданий);
- 9 информационных агентств;
- 315 электронных СМИ (160 телепрограмм, 140 радиопрограмм и 8 теле(видео) текстов).
Данные о зарегистрированных Интернет-СМИ отсутствуют.
В Конституции Республики Татарстан указано, что в данном регионе статус государственного имеют два языка: татарский и русский. Соответственно, практически все зарегистрированные на территории РТ СМИ «говорят» на одном или сразу на двух из них. Подавляющая часть медиарынка республики (около 84%) вещает или издается только на русском языке. Татароязычных медиа не более 12% (112 газет, 28 журналов, 6 радиостанций). На татарском и русском языках вещают 30 телекомпаний и 22 радиостанции. Кроме того, при государственной поддержке 5 газет выходит на чувашском языке: республиканская – «Сувар» и 4 районных издания (в Аксубаевском, Дрожжановском, Нурлатском, Буинском районах). Балтасинская районная газета, помимо татарского, издается и на удмуртском языке
Год от года в республике выделяются бюджетные средства на государственное финансирование развития медийной отрасли. В начале 2010 года принята и утверждена ведомственная целевая программа Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Развитие и совершенствование инфраструктуры медийного пространства в Республике Татарстан в 2010 году», в которой указано, что бюджет РТ по отрасли СМИ и издательской деятельности составляет 834 млн 711 тыс.
(((((6)))))Законодательное поле рекламной деятельности в России
Правовое поле рекламной деятельности в России: Федеральный закон «О рекламе», Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Европейская Конвенция о трансграничном телевидении. Ответственность за нарушение федерального закона «О рекламе». Правовая характеристика скрытой рекламы. Особенности регулирования спонсорской рекламы. «Продакт плейсмент»: вопросы регламентации.
ЗАКОН «О РЕКЛАМЕ»
Основой законодательства о рекламе является ФЗ «О рекламе», вступивший в силу с 1 июля 2006 г. в своей основной части; некоторые положения закона начали действовать с 1 января 2007 г. Закон в целом учитывает практику регулирования отношений в области рекламы, выработанную за десятилетие применения редакции старого Закона о рекламе.
Вместе с тем, по ряду вопросов, принятый в 2006 году Федеральный закон устанавливает новые правила или существенно изменяет действующие в настоящее время требования, предъявляемые к рекламе. Итак, что же изменилось в новом законе, в отличие от старой редакции…
Изменилось определение рекламы и уточнен круг информации, которая не является рекламой. Закон ввёл новое определение рекламы. (Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке).
В целях отграничения рекламы от иной информации Закон устанавливает, что не является рекламой:
· информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;
· справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
· сообщения органов государственной власти, иных государственных органов,
· сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;
· вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
· информация о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенная на товаре или его упаковке;
· любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;
· упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
Изменены некоторые существовавшие ранее определения терминов, используемых законодательством о рекламе, а также сформулированы определения новых терминов.
Уточнены термины рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспростанителя, потребителей рекламы, ранее использовавшиеся в законодательстве о рекламе.
Появились определения новых терминов (статья 3).:
1. объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
2. товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
3. спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности;
4. спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре;
5. социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства;
6. антимонопольный орган - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.
признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара (часть 2 статьи 5).
Появились дополнительные общие требования к рекламе.
В рекламе не допускается:
· указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;
· демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;
· использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;
· указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;
· указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники (часть 5 статьи 5 Закона).
Закон устанавливает запрет на рекламу товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия (пункт 6 статьи 7 Закона). Кроме того, не допускается реклама деятельности, реализация которой требует получения лицензии или иного специального разрешения, в случае отсутствия такого разрешения (пункт 7 статьи 7 Закона).
Изменены нормы, направленные на защиту несовершеннолетних в рекламе.
Исключено положение о том, что использование образов несовершеннолетних в рекламе товаров, непосредственно для них не предназначенных, не допускается.
Запрет на использование образов несовершеннолетних предусмотрен в рекламе алкогольной продукции, пива, табака и табачных изделий, азартных игр и пари, оружия и продукции военного назначения (статьи 21 - 23, 26 - 27 Закона). Кроме того, предусматривается, что реклама алкогольной продукции, пива, табака и табачных изделий, лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения, оружия, продукции военного назначения, основанных на риске игр и пари не может обращаться к несовершеннолетним.
Предусмотрена возможность распространения рекламы в детских радио- и телепередачах непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием передачи (часть 7 статьи 14, часть 6 статьи 15 Закона). При этом продолжительность рекламы в детских передачах зависит от продолжительности самой передачи.
Установлены требования к рекламе, сообщающей о проведении стимулирующих мероприятий. В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия, а также источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Изменились требования к порядку размещения рекламы в телепрограммах.
Объем рекламы в телепрограммах не может превышать 20% времени вещания в течение часа с 1 июля 2006 года, а с 1 января 2008 года - 15% времени вещания в течение часа.
При прерывании рекламой художественных фильмов и иных передач, за исключением детских передач, для которых установлен особый порядок прерывания, и трансляции спортивных соревнований, продолжительность рекламного блока не должна превышать 4 минут. При этом Закон не регламентирует количество прерываний таких передач рекламой (должны соблюдаться объемы рекламы в течении часа вещания и максимальная продолжительность рекламного блока). Продолжительность рекламных блоков между передачами Законом также не определяется.
Особый порядок устанавливается для размещения в телепрограммах спонсорской рекламы, которая может размещаться непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием передачи. При этом спонсорская реклама учитывается в общем объеме рекламы, размещенной в телепрограмме.
Спортивные соревнования могут прерываться рекламой только в перерывах в ходе соревнования или во время остановок.
Конкретизирован порядок распространения наружной рекламы и установки рекламных конструкций. Установка рекламной конструкции осуществляется на основании разрешения органа местного самоуправления, выдаваемого собственнику недвижимого имущества или владельцу рекламной конструкции.
Изменились требования, предъявляемые к рекламе на транспорте.
Установлен запрет на использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций (запрет вступает в силу с 1 января 2007 года).
Запрещается размещение рекламы на транспортных средствах:
1) специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определенной цветографической окраской;
2) оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
3) федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне;
4) предназначенных для перевозки опасных грузов.
При этом размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой.
Изменены некоторые ограничения в отношении рекламы алкогольной продукции.
Закон предусматривает равные ограничения на рекламу алкогольной продукции, независимо от процентного содержания в ней этилового спирта.
Не допускается распространение рекламы алкогольной продукции в радио- и телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, в наружной рекламе, на всех видах транспортных средств общего пользования, а также на территории и в непосредственной близости от социально-важных объектов (детских, образовательных, медицинских, спортивных и др.). Вместе с тем, такая реклама допускается в периодических печатных изданиях, за исключением первой и последней страниц газет, а также первой и последней страниц и обложек журналов. В печатных изданиях, предназначенных для несовершеннолетних, такая реклама не допускается. Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее десяти процентов рекламной площади (пространства).
Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается только в организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе. При этом к участию в раздаче образцов алкогольной продукции запрещается привлекать несовершеннолетних, а также запрещается предлагать им такие образцы.
Требования к рекламе пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также рекламе основанных на риске игр и пари в целом сохранены без существенных изменений.
В отношении рекламы пива исключен запрет на оформление рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в виде мультипликационных (анимационных) фильмов. При этом запрет на использование в рекламе пива образов людей и животных конкретизирован указанием на то, что такие образы не допускается использовать и в случаях, когда они выполнены с помощью мультипликации (анимации).
Определен порядок проведения рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Так, проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов пива, не допускается в местах, где запрещена розничная продажа пива. При этом к таким мероприятиям нельзя привлекать несовершеннолетних.
Ужесточены требования, предъявляемые к рекламе табака и табачных изделий.
Требования, предъявляемые к рекламе табака и табачных изделий, распространены также на рекламу курительных принадлежностей (трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и др.).
Дополнительно предусмотрен запрет рекламы табака в наружной рекламе и на всех видах транспортных средств общего пользования. В отношении наружной рекламы запрет вступает в силу с 1 января 2007 года.
Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табачных изделий, в организациях или местах, в которых не допускается розничная продажа таких изделий или их определенных видов, запрещается. При проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в их раздаче, а также предлагать им такие образцы.
Реклама лекарственных средств, медицинских услуг, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Впервые Законом установлены требования к рекламе биологически активных добавок.
Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:
· создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и обладают лечебными свойствами;
· содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
· содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;
· побуждать к отказу от здорового питания;
· создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.
Уточнены и значительно конкретизированы требования к рекламе финансовых услуг.
Реклама финансовых услуг должна содержать наименование лица, оказывающего эти услуги.
Предусмотрены дополнительные требования к рекламе услуг по предоставлению кредита. Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Установлены требования к рекламе услуг, связанных с осуществлением управления, включая доверительное управление, активами. Она должна содержать источник информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральным законом, а также сведения о месте, где до заключения соответствующего договора заинтересованные лица могут ознакомиться с условиями управления активами.
Установлены требования к рекламе ценных бумаг. Включены новые требования к рекламе услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением. Реклама услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением, не должна содержать:
· выражение благодарности физическими лицами, заключившими такие договоры;
утверждение о том, что заключение таких договоров имеет преимущества перед завещанием жилого помещения или иного имущества;
· осуждение членов семьи и близких родственников потенциального потребителя таких услуг, якобы не заботящихся о нем;
· упоминание о подарках для физических лиц, принявших решение о заключении договоров ренты с рекламодателем или другим лицом.