Национальный характер. И.С.Тургенев. Слово о писателе

 

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Рассказы «Хорь и Калиныч», «Певцы»

«Записки охотника» как цикл рассказов о жизни русского народа. Образ повествователя. Типы национального характера. Быт, нравы. Талант и душа человека из народа. Роль пейзажа. Мастерство Тургенева-прозаика.

 

В.М.Шукшин. Слово о писателе.Рассказы «Миль пардон, мадам», «Микроскоп»

Своеобразие национального типа в изображении Шукшина. «Чудики» как вечные герои. Общечеловеческое в обычном человеке. Повествовательное мастерство Шукшина.

 

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. А.С. Пушкин. Поэма «Полтава»

 

Проблема бытия. Честь и достоинство

 

П.Мериме. Слово о писателе. Новелла «Маттео Фальконе»

Жанр новеллы. Проблема характера и судьбы, нравственного выбора. Система образов.

 

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Рассказ «После бала»

Случай и судьба. Нравственная позиция как основа жизненного выбора. Гуманизм рассказа. Особенности композиции и стиля.

М. Горький. Слово о писателе. Рассказ «Челкаш»

Герои ранних рассказов Горького. Тип «босяка». Проблема жизненных ценностей. Реализм и романтизм рассказов.

 

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского»

Дружба

А.С.Пушкин. Стихотворения «19 октября», «Арион»

Душевное единение как основа человеческого согласия и гармонии. Полнота изображения психологического, социального и природного мира. Поэтический мир стихотворений.

 

Любовь

 

В.А.Жуковский. Слово о писателе. Баллада «Светлана»

Любовь и вера в счастье. Цельность образа героини. Нравственная проблематика. Романтический мир баллады. Художественное мастерство Жуковского.

А.С.Пушкин. Повесть «Барышня-крестьянка»

«Повести Белкина» как цикл нравственно-философских новелл о жизни и судьбе. Торжество любви над жизненными обстоятельствами и преградами. Образ героини как идеал автора.

 

А.К.Толстой. Стихотворение «Средь шумного бала, случайно…»

Мечта о любви: прекрасное и таинственное. Поэтический мир стихотворения. Трёхсложные размеры. Актуализация изученного ранее.

 

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ.Мыпомним…

Примерное тематическое планирование

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 455 ч, в том числе: в 7 классе — 70 ч.

Полугодие Название раздела Количество часов
    I Литература как искусство слова.1 ч
Какими способами литература представляет мир. (11 ч)
Эпос как род литературы 4 ч
Лирика как род литературы 4 ч
Драма как род литературы 3 ч
Как в литературе проявляется отношение к миру (12 ч)
Нравоучительное в литературе 1 ч
Героическое в литературе 3 ч
Трагическое в литературе 2 ч
Сатирическое в литературе 6 ч
Внеклассное чтение 3 ч
Подготовка, написание и анализ сочинения 6 ч
Диагностическая работа. Анализ работы
    II Что лежит в основе пафоса(24ч)
Тематика литературного произведения 1 ч
Родная природа 3 ч
Гражданские мотивы 3 ч
Защита Отечества 4 ч
Национальный характер 4 ч
Проблема бытия. Честь и достоинство 4 ч
Дружба 1 ч
Любовь 4 ч
Внеклассное чтение 3 ч
Подготовка, написание и анализ сочинения 6 ч
Диагностическая работа. Анализ работы 2 ч

Примерное поурочное планирование

           
№ урока Тема Содержание урока Основные виды деятельности учащихся Планируемые результаты изучения материалов раздела  
  Литература как искусство слова Литература как способ постижения и выражения отношения к миру. Вечное и злободневное в литературе. Углубление представления о жанрах. Система жанров. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы. Учащиеся знают:названия и признаки основных эпических, лирических и драматических жанров; умеют: определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру; владеют:начальнымиприёмами анализа текста с учётом родо-жанровой специфики; алгоритмом устного ответа на проблемный вопрос; способами взаимодействия с партнёром по общению  
Какими способами литература представляет мир  
  Эпос как род литературы Понятия: эпос – эпическое, лирика – лирическое, драма – драматическое. Эпос как отражение событий действительности. Прозаическая и поэтическая форма эпоса. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы. Участвовать в дискуссии. Выступать с подготовленным сообщением. Слушать, осмысливать и оценивать устное публичное выступление. Приводить примеры, сопоставлять, делать выводы. Учащиеся знают: три основных способа отражения действительности в литературном произведении и соответствующие им три рода литературы; особенности произведений, относящихся к тому или иному роду литературы; умеют: приводить примеры произведений, относящихся к разным родам и жанрам, комментировать эти примеры; различать произведения, относящиеся к разным родам литературы; строить анализ произведения с учётом его родо-жанровых особенностей; создавать собственные развёрнутые речевые произведения на основе прочитанного; владеют: приёмами анализа произведений, относящихся к разным родам литературы; осмысленного чтения; детального слушания; получения, отбора и систематизации информации; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению.    
  Гомер. «Илиада» (фрагмент «Гектор и Ахиллес»), «Одиссея» (фрагмент «Одиссей у Циклопа») Слово о писателе. Мифологическая основа эпоса. Эпический герой. Основные мотивы эпического сюжета (сражение и путешествие). Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать героев произведения. Формулировать идею произведений. Формулировать вопросы по тексту произведения. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Слушать, осмысливать и оценивать устное публичное выступление.  
  Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»   Слово о писателе. Борьба народа за свою независимость и свободу. Эпическое в произведении. Мотивы богатырства. Образы главных героев. Сопоставление характеров (проблема национального героя). Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Характеризовать героев. Сопоставлять героев. Отвечать на проблемные вопросы. Подбирать аргументы. Делать доступные возрасту философско-исторические обобщения на основе прочитанного.  
  Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»   Постигаем секреты художественного текста.   Урок –исследование. Средства создания характеров героев в эпическом произведении.   Анализировать и интерпретировать прочитанное. Выявлять художественные особенности произведения. Давать развёрнутый письменный ответ на вопрос. Доказывать.    
  ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ Народный героический эпос. Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Выразительно читать произведение. Сопоставлять литературные произведения. Сопоставлять героев произведений. Устно отвечать на вопросы. Уроки внеклассного чтения предполагают бОльшую самостоятельность учащихся. Целесообразно использование активных методов обучения, нетрадиционных форм проведения уроков и современных педагогических технологий: урок-конференция, урок-дискуссия, урок-соревнование, урок-мастерская, кейс-метод, метод проектов и др.  
  Лирика как род литературы Изображение внутреннего мира человека. Темы и мотивы лирики. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы. Слушать, осмысливать и оценивать устное публичное выступление.    
  Ф. Петрарка. Слово о писателе.СонетLXXXVII. У. Шекспир. Слово о писателе. Сонет № 130 («Её глаза на звезды не похожи…»), сонет № 66 («Зову я смерть») Жанр сонета. Виды сонета. Особенности сонета как поэтического рассуждения.   Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры. Слушать, осмысливать и оценивать устное публичное выступление.    
  А.С. Пушкин. Стихотворение «Погасло дневное светило…» Переживание судьбы. Поэтический мир стихотворений. Двусложные размеры. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры.    
  А.С. Пушкин. Стихотворение «К морю»   Выбор жизненной позиции. Достижение берега. Поэтический мир стихотворений. Двусложные размеры. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры.    
  Драма как род литературы Драма как произведение, предназначенное для исполнения на сцене.   Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы. Формулировать гипотезы. Доказывать.    
  Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль» Слово о писателе. Жанр общественной комедии. Актуальность пьесы. Драматический конфликт, композиция. Система персонажей (традиционные амплуа). Воспринимать текст драматического произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику пьесы. Выявлять характерные для драматического произведения образы и приёмы изображения человека. Выразительно читать произведение. Инсценировать.    
  Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль» Постигаем секреты художественного текста.   Урок – исследование. Драматургические средства создания характеров героев. Анализировать драматургический текст. Наблюдать. Сравнивать. Делать выводы.    
  Сочинение   Темы по выбору учащегося:   1. Главный герой комедии «Недоросль».   2. Тема просвещения в комедии.   3. Справедливо ли наказана Простакова?     Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением. Учащиеся умеют: раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-рассуждения, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно; соотносить задание со своими интересами и возможностями; владеют: приёмамианализа формулировки темы сочинения; алгоритмом построения текстов сочинений разных типов и жанров; приёмами моделирования текста сочинения; разными способами включения текста произведения для аргументации своих суждений; самоанализом  
  Сочинение Создание письменного развёрнутого ответа; редактирование написанного  
  Сочинение Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность  
  ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Эсхил «Прометей прикованный» Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Выразительно читать произведение. Сопоставлять литературные произведения. Сопоставлять героев произведений. Устно отвечать на вопросы. Уроки внеклассного чтения предполагают бОльшую самостоятельность учащихся. Целесообразно использование активных методов обучения, нетрадиционных форм проведения уроков и современных педагогических технологий: урок-конференция, урок-дискуссия, урок-соревнование, урок-мастерская, кейс-метод, метод проектов и др.  
Как в литературе проявляется отношение к миру  
Нравоучительное в литературе Учащиеся знают: основные виды пафоса в литературном произведении; примеры произведений, в которых воплощён тот или иной вид пафоса; умеют: приводить примеры произведений, в которых проявляется тот или иной вид пафоса, комментировать эти примеры; определять ведущий пафос произведения; различать по виду пафоса тематически схожие произведения; выявлять способы воплощения пафоса в произведении; строить анализ произведения с учётом ведущего пафоса; соотносить пафос и авторскую позицию; создавать собственные развёрнутые речевые произведения на основе прочитанного; владеют: приёмами анализа произведений, воплощающих разный пафос; осмысленного чтения; детального слушания; получения, отбора и систематизации информации; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению.    
  «Поучение» Владимира Мономаха Понятие о пафосе как идейно-эмоциональной оценке мира. Типы пафоса. Жанр поучения. Своеобразие пафоса. Основная идея произведения.     Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Воспринимать текст произведения древнерусской литературы. Формулировать идею произведения. Устно отвечать на вопросы.    
Героическое в литературе  
  М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» Слово о писателе.Героизм русского народа. Историческая основа произведения. Проблема поколения. Система образов. Поэтический мир произведения. Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения. Характеризовать героя стихотворения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворный размер.  
  В.П. Астафьев. Повесть «Пастух и пастушка»   Слово о писателе. Любовь и война. Мастерство писателя в изображении картин боя. Образы героев. Своеобразие жанра. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику повести. Выявлять идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения.    
Трагическое в литературе    
  А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери» Нравственная проблематика. Конфликт произведения (гений и злодейство). Верность своему предназначению как условие творчества. Чтение и восприятие литературного произведения. Выразительное чтение фрагментов. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Определение художественных особенностей произведения. Характеристика героев. Сопоставление героев произведения. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного.  
  А.П. Чехов. Рассказ «Тоска» Слово о писателе.Трагическое в повседневной жизни. Одиночество человека. Мастерство Чехова-прозаика. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Участвовать в дискуссии. Доказывать.    
  В.Г. Короленко. Повесть «Дети подземелья» (глава IX «Кукла») Слово о писателе. Образ главного героя.Дружба и душевное участие Социально- нравственная проблематика Художественное своеобразие произведения.   Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять тему, проблематику, идею произведения. Характеризовать и сопоставлять героев произведения.Выявлять художественные особенности произведения.    
Сатирическое в литературе     Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять тему, проблематику, идею произведения. Характеризовать авторскую позицию
  М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» Слово о писателе. Сатира как вид комического. Специфика сказок Салтыкова-Щедрина. Многообразие проблематики. Художественное своеобразие и приёмы комизма. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Выявлять идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения. Формулировать вопросы по тексту произведения.    
  М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве» Проблематика. Художественное своеобразие и приёмы комизма. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Выявлять идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения.    
  А.П. Чехов. Рассказ «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий» Юмор как вид комического. Роль детали. Необычное воплощение темы «маленького человека». Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека.    
  А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон» Чехов как мастер юмористического рассказа (ситуации и герои). Роль детали. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека.    
  М.А.Булгаков. Повесть «Собачье сердце». Зачем человек изменяет мир?   Слово о писателе. Своеобразие конфликта. Система образов. Мастерство Булгакова-прозаика. Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Определение художественных особенностей произведения. Характеристика героев.      
  М.А.Булгаков. Повесть «Собачье сердце». Реальность или фантастика? Комическое у Булгакова. Фантастика и реальность. Мастерство Булгакова-прозаика. Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Определение художественных особенностей произведения.    
  Сочинение   Смешное и трагическое в произведениях русской литературы. (на примере 2-3 произведений по выбору учащегося)   Учащиеся выбирают жанровую форму для создания текста сочинения: - специальный учебный текст (традиционное школьное сочинение); - статья в энциклопедию; - текст доклада для выступления на конференции; -текст лекции и др. Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением. Учащиеся умеют: раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-рассуждения, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно; соотносить задание со своими интересами и возможностями; создавать собственные развёрнутые речевые произведения на основе прочитанного; владеют: приёмами анализа формулировки темы сочинения; алгоритмом построения текстов сочинений разных типов и жанров; приёмами моделирования текста сочинения; разными способами включения текста произведения для аргументации своих суждений; самоанализом  
  Сочинение Создание письменного развёрнутого ответа на проблемный вопрос; редактирование написанного  
  Сочинение Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность  
  ВНЕКЛАССНОЕ ЧЕНИЕ. М.М. Зощенко «Галоша» Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Выразительно читать произведение. Сопоставлять литературные произведения. Сопоставлять героев произведений. Устно отвечать на вопросы. Уроки внеклассного чтения предполагают бОльшую самостоятельность учащихся. Целесообразно использование активных методов обучения, нетрадиционных форм проведения уроков и современных педагогических технологий: урок-конференция, урок-дискуссия, урок-соревнование, урок-мастерская, кейс-метод, метод проектов и др.  
  Диагностическая работа Вариант диагностической работы представлен в данном пособии. Учитель может подобрать или разработать диагностический материал самостоятельно. Нецелесообразны задания с выбором ответа, не соответствующие специфике предмета «Литература»  
  Диагностическая работа В ходе анализа результатов работы следует обязательно организовать самоанализ и взаимопроверку  
Что лежит в основе пафоса  
  Тематика литературного произведения Понятие о вечных темах как о темах, представляющих жизненные и нравственные основы человеческого бытия. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы. Учащиеся знают: содержание понятия «вечные темы»; содержание понятия «тематика»; умеют: определять ведущую тему произведения; характеризовать тематику произведения; различать тему, проблему и идею произведения; характеризовать «вечные темы», отражённые в произведении; сопоставлять произведения близкой тематики; создавать собственные развёрнутые речевые произведения на основе прочитанного; владеют: основами тематического анализа произведения; приёмами определения темы произведения; выявления идеи произведения; осмысленного чтения; детального слушания; получения, отбора и систематизации информации; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению.    
Родная природа  
  М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина» Любовь к родине. Глубина и искренность чувства. Поэтический мир стихотворения. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворный размер. Реферировать.  
  А.К. Толстой. Стихотворения «Колокольчики мои…», «Не ветер, вея с высоты…» Слово о писателе.Лирическое переживание жизни природы, её красоты. Поэтический мир стихотворений. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведений. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворный размер.    
  А.А. Ахматова. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Родная земля» Слово о писателе. Состояние природы и лирической героини. Меняющийся мир природы. Своеобразие звучания патриотической темы. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворный размер. Объяснять.    
Гражданские мотивы    
  А.С. Пушкин. Стихотворение «К Чаадаеву» Жанр дружеского послания. Единство судьбы человека и его родины. Поэтический мир стихотворения. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры. Реферировать.  
  М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Дума» Жанр думы. Проблема поколения: историческое и национальное. Поэтический мир стихотворения. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворный размер. Реферировать.  
  Н.А. Некрасов. Стихотворение «Школьник» Слово о писателе. Юность жизни и будущее родины. Поэтический мир стихотворения. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворный размер. Сопоставлять произведения.  
Защита Отечества  
  А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (глава «Переправа», «Два солдата»)   Слово о писателе. «Василий Тёркин» как патриотическая поэма. Историческая основа произведения. Национальный характер. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности поэмы. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворныйразмер. Сопоставлять главы поэмы.  
  А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (глава «Смерть и воин») Героизм народа. Жанрово-стилевое своеобразие. Образ главного героя. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности поэмы. Характеризовать героя.  
  Р. Гамзатов. Стихотворение «Товарищи далёких дней моих…». Слово о писателе. Человек и война. Мечта человека о мире и гармонии жизни. Поэтический мир стихотворений. Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведений. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры.    
  М. Джалиль. Стихотворение «Прощай, моя милая». М. Карим. Стихотворение «Бессмертие» Слово о писателях. Человек и война. Мечта человека о мире и гармонии жизни. Поэтический мир стихотворений. Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведений. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры.    
  Сочинение     Стихотворение, которое я советую прочитать всем. (на материале одного стихотворения, включённого в данный раздел)   Учащиеся выбирают жанровую форму для создания текста сочинения: - специальный учебный текст (традиционное школьное сочинение); - рецензия (в журнал…, в газету….); - текст в условиях интернет-общения; -текст лекции и др. Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением. Учащиеся умеют: раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-рассуждения, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно; соотносить задание со своими интересами и возможностями; создавать собственные развёрнутые речевые произведения на основе прочитанного; владеют: приёмами анализа формулировки темы сочинения; алгоритмом построения текстов сочинений разных типов и жанров; приёмами моделирования текста сочинения; разными способами включения текста произведения для аргументации своих суждений; самоанализом.  
  Сочинение Создание письменного развёрнутого ответа на проблемный вопрос; редактирование написанного  
  Сочинение Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность  
Национальный характер    
  И.С. Тургенев. Рассказ «Хорь и Калиныч» Слово о писателе. «Записки охотника» как цикл рассказов о жизни русского народа. Образ повествователя. Типы национального характера. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику рассказов. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведений. Сопоставлять произведения.  
  И.С. Тургенев. Рассказ «Певцы»   Талант и душа человека из народа. Роль пейзажа. Мастерство Тургенева-прозаика. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику рассказов. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведений. Сопоставлять произведения.  
  В.М. Шукшин. Рассказ «Миль пардон, мадам» Слово о писателе.Своеобразие национального типа в изображении Шукшина. «Чудики» как вечные герои. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять идею произведений. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведений.    
  В.М. Шукшин. Рассказ «Микроскоп» Общечеловеческое в обычном человеке. Повествовательное мастерство Шукшина. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять идею произведений. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведений.    
  ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Выразительно читать произведение. Сопоставлять литературные произведения. Сопоставлять героев произведений. Устно отвечать на вопросы.     Уроки внеклассного чтения предполагают бОльшую самостоятельность учащихся. Целесообразно использование активных методов обучения, нетрадиционных форм проведения уроков и современных педагогических технологий: урок-конференция, урок-дискуссия, урок-соревнование, урок-мастерская, кейс-метод, метод проектов и др.  
Проблема бытия. Честь и достоинство  
  П. Мериме.Новелла «Маттео Фальконе» Слово о писателе. Жанр новеллы. Проблема характера и судьбы, нравственного выбора. Система образов. Воспринимать текст литературного произведения в переводе. Устно отвечать на вопросы. Выявлять идею произведения. Характеризовать героев произведения.    
  Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала» Слово о писателе. Случай и судьба. Нравственная позиция как основа жизненного выбора. Гуманизм рассказа. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Характеризовать проблематику рассказа. Выявлять идею произведения.  
  Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала» Постигаем секреты художественного текста.   Урок – исследование. Особенности композиции и стиля. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения.    
  М. Горький. Рассказ «Челкаш» Слово о писателе. Герои ранних рассказов Горького. Тип «босяка». Проблема жизненных ценностей. Реализм и романтизм рассказов. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Выявлять идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героя произведения. Сопоставлять героев.    
  ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского» Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Выразительно читать произведение. Сопоставлять литературные произведения. Сопоставлять героев произведений. Устно отвечать на вопросы. Уроки внеклассного чтения предполагают бОльшую самостоятельность учащихся. Целесообразно использование активных методов обучения, нетрадиционных форм проведения уроков и современных педагогических технологий: урок-конференция, урок-дискуссия, урок-соревнование, урок-мастерская, кейс-метод, метод проектов и др.  
Дружба    
  А.С. Пушкин. Стихотворения «19 октября», «Арион» Душевное единение как основа человеческого согласия и гармонии. Полнота изображения психологического, социального и природного мира. Поэтический мир стихотворений. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворный размер.    
Любовь  
  В.А. Жуковский. Баллада «Светлана» Слово о писателе. Любовь и вера в счастье. Цельность образа героини. Нравственная проблематика. Романтический мир баллады. Художественное мастерство Жуковского. Выразительно читать балладу. Выявлять художественные особенности баллады. Выявлять идею произведения. Характеризовать героиню баллады. Устно отвечать на вопросы.  
  А.С. Пушкин. Повесть «Барышня-крестьянка» «Повести Белкина» как цикл нравственно-философских новелл о жизни и судьбе. Торжество любви над жизненными обстоятельствами и преградами. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Выявлять идею произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения.    
  А.С. Пушкин. Повесть «Барышня-крестьянка» Постигаем секреты художественного текста.   Урок – исследование. Образ героини как идеал автора. Воспринимать текст литературного произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения.    
  А.К. Толстой. Стихотворение «Средь шумного бала, случайно…» Мечта о любви: прекрасное и таинственное. Поэтический мир стихотворения. Трёхсложные размеры. Актуализация изученного ранее. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворный размер.    
  Сочинение     Человек чести. (по одному из произведений, изученных в 7 классе, -- по выбору учащегося) Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением. Учащиеся умеют: раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-рассуждения, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно; соотносить задание со своими интересами и возможностями; владеют: приёмами анализа формулировки темы сочинения; алгоритмом построения текстов сочинений разных типов и жанров; приёмами моделирования текста сочинения; разными способами включения текста произведения для аргументации своих суждений; самоанализом.  
  Сочинение Создание письменного развёрнутого ответа на проблемный вопрос; редактирование написанного  
  Сочинение Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность  
  ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Мы помним…   Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Выразительно читать произведение. Сопоставлять литературные произведения. Сопоставлять героев произведений. Устно отвечать на вопросы. Уроки внеклассного чтения предполагают бОльшую самостоятельность учащихся. Целесообразно использование активных методов обучения, нетрадиционных форм проведения уроков и современных педагогических технологий: урок-конференция, урок-дискуссия, урок-соревнование, урок-мастерская, кейс-метод, метод проектов и др.  
  Диагностическая работа Вариант диагностической работы представлен в данном пособии. Учитель может подобрать или разработать диагностический материал самостоятельно. Нецелесообразны задания с выбором ответа, не соответствующие специфике предмета «Литература»  
  Диагностическая работа В ходе анализа результатов работы следует обязательно организовать самоанализ и взаимопроверку  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: