Д.И. Фонвизин «Недоросль»

 

12. Читая текст, восстановите имена героев, которым принадлежат реплики.

__________(к Правдину). Фаше высоко-и-плахоротие. Исфолили меня к сепе

прасить?..

__________( к Правдину). Званбых, и приидох.

__________(к Правдину). Что приказу будет, ваше благородие?

Стародум (с прихода Вральмана в него вглядывается). Ба! Это ты, Вральман?

Вральман (узнав Стародума). Ай! ай! ай! ай! ай! Это ты, мой милостифый

хосподин. (Целуя полу Стародума.) Старофенька ли, мой отес, пошифатьисфолишь?

Правдин. Как? Он вам знаком?

Стародум. Как не знаком? Он три года был у меня кучером.

Все показывают удивление.

Правдин. Изрядный учитель!

Стародум. А ты здесь в учителях. Вральман? Я думал, право, что ты человек добрый и не за свое не возьмешься.

Вральман. Та штотелать, мойпатюшка? Не я перфой, не я послетней. Три

месеса ф Москфе шатался пез мест, кутшернихте не ната. Пришло мне

липо с голотмереть, либо ушитель...

Правдин (к учителям). По воле правительства став опекуном над здешним

домом, я вас отпускаю.

Цыфиркин. Лучше не надо.

Кутейкин. Отпускать благоволите? Да прежде разочтемся...

Правдин. А что тебе надобно?

Кутейкин. Нет, милостивый господин, мой счетец зело не мал. За полгода

за ученье, за обувь, что истаскал в три года, за простой, что сюда прибредешь, бывало, по-пустому, за...

Г-жа Простакова. Ненасытная душа! Кутейкин! За что это?

Правдин. Не мешайтесь, сударыня, я вас прошу.

Г-жа Простакова. Да коль пошло на правду, чему ты выучил Митрофанушку?

Кутейкин. Это его дело. Не мое.

Правдин (Кутейкину). Хорошо, хорошо. (Цыфиркину). Тебе много ль заплатить?

Цыфиркин. Мне? Ничего.

Г-жа Простакова. Ему, батюшка, за один год дано десять рублей, а еще

за год ни полушки не заплачено.

Цыфиркин. Так: на те десять рублей я износил сапогов в два года. Мы и

квиты.

Правдин. А за ученье?

Цыфиркин. Ничего.

Стародум. Как ничего?

Цыфиркин. Не возьму ничего. Он ничего не перенял.

Стародум. Да тем не меньше тебе заплатить надобно.

_________Не за что. Я государю служил с лишком двадцать лет. За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму.

__________Вот прямой добрый человек!

Стародум и Милон вынимают из кошельков деньги.

_________Тебе не стыдно, Кутейкин?

_________(потупя голову). Посрамихся, окаянный.

Стародум (Цыфиркину). Вот тебе, друг мой, за добрую душу.

Цыфиркин. Спасибо, ваше высокородие. Благодарен. Дарить меня ты волен.

Сам не заслужа, век не потребую.

Милон (давая ему деньги). Вот еще тебе, друг мой!

Цыфиркин. И еще спасибо.

Правдин дает также ему деньги.

Цыфиркин. Да за что, ваше благородие, жалуете?

Правдин. За то, что ты не походишь на Кутейкина.

Цыфиркин. И! Ваше благородие. Я солдат. Правдин (Цыфиркину). Поди же,

мой друг, с богом.

Цифиркин отходит.

Правдин. А ты, Кутейкин, пожалуй-ка сюда завтре, да потрудись рассчесться с самой госпожою.

Кутейкин (выбегая). С самою! Ото всего отступаюсь.

Вральман (Стародуму). Старофа слуха не остафте, фашефыскоротие.

Фосмите меня апять к сепе.

Стародум. Да ты, Вральман, я чаю, отстал и от лошадей?

Вральман. Эй, нет, мой патюшка! Шиучи с стешнимихоспотами, касалось

мне, што я фсе с лошатками.

Те же и Камердинер

Камердинер (Стародуму). Карета ваша готова.

Вральман. Прикашишь мне дофестисепя?

Стародум. Поди садись на козлы.

Вральман отходит.

Г-жа Простакова, Стародум, Милон, Софья, Правдин, Митрофан, Еремеевна

Стародум (к Правдину, держа руки Софьи и Милона). Ну, мой друг! Мы

едем. Пожелай нам...

Правдин. Всего счастья, на которое имеют право честные сердца.

Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой

сердечный друг, Митрофанушка!

Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась...

Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в

обморок.)

Софья (подбежав к ней). Боже мой! Она без памяти.

Стародум (Софье). Помоги ей, помоги.

Софья и Еремеевна помогают.

Правдин (Митрофану). Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее

безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.

Митрофан. Да она как будто неведомо...

Правдин. Грубиян!

Стародум (Еремеевне). Что она теперь? Что?

Еремеевна (посмотрев пристально на г-жу Простакову и всплеснув

руками). Очнется, мой батюшка, очнется.

Правдин (Митрофану). С тобой, дружок, знаю, что делать. Пошел-ко

служить...

Митрофан (махнув рукою). По мне, куда велят...

Г-жа Простакова (очнувшись в отчаянии). Погибла я совсем! Отнята у меня

власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!

Стародум (указав на г-жу Простакову). Вот злонравия достойные плоды!

 

13. «Я думал, право, что ты человек добрый и не за свое не возьмешься». Объясните, почему Стародум называет Вральмана «добрым человеком».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

14. Определите литературный род, которому принадлежит произведение. __________

15. Определите жанр произведения. __________

16. Определите два ведущих пафоса произведения __________, __________

17. Подберите не менее трёх аргументов, подтверждающих данный тезис. Используйте не только приведённый фрагмент, но и полный текст произведения.

Невежество главный порок отрицательных героев «Недоросля».

1)._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

18. Подберите не менее трёх аргументов, опровергающих данный тезис. Используйте не только приведённый фрагмент, но и полный текст произведения.

В произведении последовательно соблюдается принцип деления героев на «положительных» и «отрицательных».

1)._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

19. Дайте развёрнутый аргументированный ответ на вопрос.

Объясните, опираясь на текст произведения, смысл фразы Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!»:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

20. Представьте, что в школе поставили спектакль по пьесе «Недоросль». Продумайте и напишите текст афиши. Ваша задача собрать как можно больше зрителей, заинтересовав комедией 1) учеников начальной школы; 2) учеников средней школы; 3) старшеклассников (которые уже изучали это произведение; 4) учителей, не преподающих литературу; 5) родителей.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: