Московская школа. Казанская школа

Младограмматизм как третий этап в развитии сравнительно-исторического языкознания. Становление младограмматизма. Методологические основы младограмматизма.

Лейпцигская школа. Индивидуальный психологизм, рассмотрение языка как продукта и принадлежности психической деятельности индивида. Историзм, рассмотрение механизма исторических изменений как изменений в речевой деятельности индивидов. Понятие звукового закона.

Московская лингвистическая школа. Ф.Ф.Фортунатов (1848-1914). Язык как социально-историческое явление. Исследования в области компаративистики. Учение о форме слова и форме словосочетания. А.А.Шахматов (1864-1920). Учение о предложении.

Казанская лингвистическая школа. И.А.Бодуэн де Куртенэ (1845-1929). Язык как психо-социальное явление. Выделение трех стратумов: звукового, семантического и морфологического. два аспекта речевой деятельности – язык и речь. Статика и динамика языка. Трактовка фонемы как психологического конструкта и как инварианта. Чередования фонем. В.А.Богородицкий (1857-1941). Аналитическое (типологическое) изучение языков. Морфологическое учение.

 

Тема 8. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра

Ф. де Соссюр (1857-1913). Определение объекта науки о языке. Разграничение языка и речи. Внутренняя и внешняя лингвистика. Семиология (семиотика) в концепции Соссюра. Знак как двусторонняя психическая сущность. Произвольность и линейность знака. Неизменность и изменчивость языка. Синхрония и диахрония. Понятие значимости. Форма и субстанция. Асссоциативные и синтагматические отношения языковых единиц.

Тема 9. Отечественная лингвистика начала 20 в.

А.М.Пешковский. Л.В.Щерба. Е.Д.Поливанов.

Отечественное языкознание 20-50-х годов. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. Учение Л.С.Выготского о внутренней речи. А.М.Пешковский (1878-1933). Объективная и нормативная точки зрения на язык. Л.В.Щерба (1880-1944). Учение о фонеме. Классификация слов по частям речи как классификация, навязываемая самой языковой системой. Троякий аспект языковых явлений. Языковой материал. Извлечение языковой системы из языкового материала. Эксперимент в языкознании. Е.Д.Поливанов (1891-1938). О теории языкового развития. Л.П.Якубинский о диалогической речи.

 

Тема 10. Основные направления лингвистического структурализма.

Пражский лингвистический кружок

Зарождение структурализма. Системный подход. Понимание структуры.

Функциональный структурализм как разновидность лингвистического структурализма. Понимание функции. Широкое понимание объекта лингвистики. Выделение поэтической функции языка. Учение о литературном языке. “Основы фонологии” Н.С. Трубецкого. Понятие фонемы, оппозиции.

 

Тема 11. Глоссематика /Датский, Копенгагенский структурализм/

Философская база датского структурализма. Проблема языка и речи в концепции Л. Ельмслева. Схема – норма – узус. Язык как форма. Форма выражения и форма содержания. Язык как сеть функций. Функтивы. Константы и переменные. Типы функций. Фигуры плана выражения и фигуры плана содержания. Процедура анализа текста. Принцип эмпиризма

 

Тема 12. Дескриптивная лингвистика

/ Американский структурализм/

Структурная лингвистика в США. Л.Блумфилд (1887-1949). Бихевиоризм. Механистический подход Анализ формы. Процедура сегментации и анализ дистрибуции. Г.Глисон “Введение а дескриптивную лингвистику”. Два течения в постблумфилдовском дескриптивизме. З.Харрис. Изучение регулярностей в речи. Отождествление элементов на основе учета дистрибуции. Метод НС. Трансформационный метод.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: