Международные соглашения

39. Если международными соглашениями Республики Казахстан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящих Правилах, применяются правила международного соглашения.

 

 

Тема 9: Таможенная сфера – новая область государственного управления в Казахстане

Цель лекции изучить следующие вопросы:

9.1.Таможенная сфера

9.2. Исторический аспект

9.3.Обретение государственного суверенитета как предпосылка формирования таможенной политики и таможенного дела в Республике Казахстан

9.4.Становление и развитие таможенного права Республики Казахстан

Таможенная сфера

Таможенная сфера в Казахстане как новая область государственного управления с декабря 1991 года была представлена таможенной политикой (составной частью внутренней и внешней политики РК), таможенным делом (средством, инструментом) и соответствующими правоотношениями, возникающими в связи с таможенным администрированием. От обозначения таможенной сферы можно перейти к становлению таможенной системы. Таможенная сфера – область монопольной государственной деятельности, включающая реализацию таможенной политики посредством организации таможенного дела и регулирования соответствующих общественных отношений. Рассматривать таможенную сферу важно в комплексе общественных, государственных и личностных интересов, как область, которая должна влиять на принимаемые политические и экономические меры. Для механизма государственного регулирования важно определить место и роль таможенной сферы. Государственное управление как важная функция государственной власти должна получить соответствующее законодательное закрепление. Таможенная политика является элементом таможенной сферы наряду с таможенным делом (эти вопросы подробнее рассмотрим ниже).

Сфера таможенного дела также обозначает определенную область, но уже государственного регулирования с непосредственным применением инструментов таможенного дела.

Таможенное законодательство основывается на Конституции РК и состоит из Таможенного кодекса и других нормативных правовых актах. Таможенное законодательство имеет хорошие перспективы и резервы, поскольку использует все в большей степени международные нормы и правила. Таможенная система – часть социальной системы, тем самым ее становление несет выраженный социальный аспект. Становление системы важно осуществлять самим государством.

Исторический аспект

В бывшем СССР таможенное регулирование включалось в монополию внешней торговли и осуществлялось центральными союзными органами. Попытка установить систему государственного регулирования внешнеэкономической деятельности путем определения таких составляющих, как декларирование товаров и иного имущества, перемещаемых через таможенную границу, порядок экспорта и импорта товаров (работ, услуг), была предпринята еще до обретения суверенитета (Закон Казахской ССР от 15 декабря 1990 г. «Об основных принципах внешнеэкономической деятельности Казахской ССР»).

Однако без создания самостоятельных таможенных органов реализовать на практике это не удавалось.

Принципы организации таможенного дела устанавливались на основе единства таможенной территории СССР, компетенцией которого в экономической сфере являлись защита экономических интересов Союза, союзных и автономных республик, предприятий, организаций и граждан СССР за рубежом, установление таможенных пошлин и сборов, что определялось Законом СССР от 10 апреля 1990 г. «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик».

Союзные республики были не вправе без взаимного согласования вводить ограничения на ввоз – вывоз товаров и финансовых ресурсов, препятствовать транзиту грузов через их территорию, перемещению за её пределы имущества и денежных средств, находящихся в собственности граждан и юридических лиц других республик, вводить транзитные платежи. Отсутствие действенных рычагов, включая таможенные, повлияло на беспрепятственный вывоз из Казахстана различных видов сырья и других товаров, а при наличии разрешений и лицензий на их вывоз Казахстан не получал соответствующих валютных отчислений.

Ещё одна попытка определить механизм государственного управления внешнеэкономическими связями в рамках бывшего союзного государства была предпринята в постановлении Президента Казахстана от 6 июня 1991 г. № 328 «О Республиканском валютном комитете Казахской ССР». Вновь образованный государственный орган должен был разрабатывать и координировать валютную и экспортно–импортную политику, определять меры по развитию экспортной базы и изысканию ресурсов для экспорта. Накануне распада СССР в целях обеспечения самостоятельности республики во внешнеэкономической деятельности Президент Казахской ССР принимает Указ от 31 августа 1991 г. «Об обеспечении самостоятельности внешнеэкономической деятельности Казахской ССР», в котором устанавливается, что с 1 сентября 1991 г. квотирование и лицензирование экспорта и импорта продукции (работ, услуг), включая бартерные операции, на территории республики являются прерогативой Казахской ССР. В указе даны важные поручения Кабинету Министров до 1 января 1992 г.: создать государственную таможенную службу, согласовать с республиками и государствами механизм распределения поступлений от экспортно-импортных налогов, таможенных сборов и пошлин, внеплановых таможенных доходов, а также транспортную схему, обеспечивающую внешнеэкономические связи; принять меры к исключению двойного

налогообложения при торговле с сопредельными зарубежными государствами или отдельными их регионами. 24 декабря 1991 г. в Казахстане принимается Закон «О таможенном тарифе и пошлине», по которому должен был формироваться и применяться таможенный тариф как система таможенных пошлин. После принятия Закона о таможенном деле указанный закон был признан утратившим силу. Указом Президента от 12 декабря 1991 года в Казахстане впервые создана таможенная служба. Необходим был инструментарий для государственного регулирования возникающих таможенных отношений. Таможенная сфера в Казахстане, представленная таможенной политикой и таможенным делом (включая таможенную службу), становится объектом таможенного права и должна отвечать своему прямому предназначению для успешного разрешения стоящих перед ней задач.

В качестве приоритетных направлений были определены право на создание финансово-кредитной, денежной систем, организация республиканских налоговой и таможенной систем. Таможенное дело в суверенном Казахстане является новым инструментом во внешнеэкономической деятельности Казахстана. Таможенная сфера как область монопольной государственной деятельности должна совпадать с таможенными интересами всех субъектов и деятельностью государства. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в последние годы показывает тенденцию к большей её либерализации, переходу от административных методов к экономическим. В то же время таможенное администрирование сохраняется, хотя появляется реальная необходимость упрощения многих процедур и упорядочение таможенного тарифа. Другой элемент таможенной сферы – таможенная политика имеет цели: стимулирование развития экономики и защиту экономических интересов РК, обеспечения эффективного таможенного контроля и др.

Таможенная система (структура таможенных органов) получает по мере своего становления ту необходимую законодательную базу, что преобразует ее в самостоятельную отрасль казахстанского таможенного права. Конституция 1995 г. закрепила фундаментальные основы государственности, способствовала дальнейшему формированию единой государственной власти, призванной регулировать и направлять общественное развитие. Конституция 1995 г. впервые вводит новую правовую категорию – действующее право, указывая при этом на источники как его основу. Кроме норм Конституции, ими являются соответствующие ей законы, нормативные правовые акты, международные договорные и иные обязательства республики, постановления Конституционного совета и Верховного суда. Становление и развитие таможенной сферы проходило в несколько этапов. 1-й этап охватил период становления (1991-1994 гг).

Данный этап характеризовался отсутствием закона о таможенном деле и стихийным регулированием отношений. 2-й этап продолжил ее становление (1995-2003 гг.) и характеризовался законодательным обеспечением более высокого порядка. В настоящее время проходит 3-й этап, который можно будет завершить становлением таможенной системы и реализацией интеграционных договоров, соглашений и организационных структур (Таможенный союз, ЕврАзЭС и др.).

В структуре и содержании казахстанского таможенного законодательства использованы положения Основ таможенных законодательств государств-участников СНГ и международных конвенций. К примеру, Закон «О таможенном деле в Республике Казахстан» от 20 июля 1995 года позволил наполнить более полным содержанием таможенное законодательство, упорядочить его структуру как отрасль законодательства, расширить предмет и уточнить метод таможенного права, выделить принципы и провести соотношение с другими отраслями казахстанского права с традиционных подходов к праву в целом. В таможенном праве появляется категориальный аппарат с новым содержанием, который пополнился в связи с принятием Таможенного кодекса, введенного в действие с 1 мая 2003 года. Таможенную территорию РК составляют сухопутная территория, территориальные воды (море) и внутренние воды, воздушное пространство между ними, а также находящиеся на континентальном шельфе РК искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых РК обладает исключительной юрисдикцией в сфере таможенного дела. Территория специальной экономической зоны (СЭЗ), созданная на территории РК, является частью таможенной территории РК. Таможенная граница – линия и проходящая по ней вертикальная поверхность (плоскость), определяющая пределы таможенной территории РК. Пределы таможенной территории РК, а также периметры СЭЗ являются таможенной границей РК. Общая протяженность таможенных границ составляет более 14 тыс. километров, из них: с Россией – около 7 тыс., Узбекистаном – 2 тыс., Туркменистаном – 400, Кыргызской Республикой – более 1 тыс., Китаем – 1,7 тыс. километров; морская граница составляет – 1,7 тыс. километров.

Таможенная политика и таможенное дело как элементы таможенной сферы отражают современное состояние деятельности государства в этой области.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: