Познавательная деятельность — это комплекс осознанных, целенаправленных и спланированных усилий журналиста для всестороннего изучения определенного фрагмента окружающей действительности.
Предмет познавательной деятельности—факт или группа фактов, образующих ту или иную социально значимую ситуацию и стоящую за ней проблему (пример с КЖД).
Цель познавательной деятельности — оценка социального масштаба ситуации, определение ее взаимосвязи с окружающей действительностью.
Структура познавательной деятельности:
— от авторской позиции через авторскую версию к формулированию авторской концепции;
— накопление, систематизация и осмысление предварительной информации;
— сбор, систематизация и осмысления эксклюзивной информации.
Авторская позиция — это личностное отношение к поставленной проблеме и способам ее решения.
Авторская версия — это модель будущей авторской концепции, основанная на эрудиции журналиста и на сборе предварительной информации.
|
|
Авторская концепция — это логически выстроенная и аргументированная ведущая мысль журналистского произведения, основанная на анализе всей собранной информации, соединяет в себе знание о происходящем и отношение к нему.
Накопление предварительной информации - часть познавательной деятельности журналиста, которая использует в основном общедоступные источники фактов и обычно предшествует непосредственному контакту с главным объектом журналистского интереса.
Источники предварительной информации: Интернет, справочные издания, специальная литература, документы, пресса, сообщения властных и других структур, личный и редакционный архив и др.
Сбор эксклюзивной информации – это часть познавательной деятельности журналиста, целью которой является поиск новых, неизвестных ранее широкой аудитории фактов. (АЖУР – агентство журналистских расследований)
Методы получения эксклюзивной информации: розыск неизвестных документов, опрос и анкетирование, эксперимент, включенное наблюдение, непосредственный контакт с источниками информации.