Формы осуществления МСУ в России

1) Формы непосредственного участия населения в МСУ:

¾ Выборы;

¾ Референдумы;

¾ Собрания (сходы);

¾ Народная правотворческая инициатива;

¾ Обращение граждан в органы МСУ;

¾ Общественная экспертиза;

¾ Общественные слушания.

2) территориальное общественное самоуправление.

3) участие в решении вопросов местного значения через органы МСУ и должностных лиц МСУ:

¾ Представительный орган;

¾ Исполнительный орган;

¾ Выборное должностное лицо.

 

Особенности системы местного самоуправления

Система МСУ включает:

¾ Местные референдумы;

¾ Конференции, собрания, сходы граждан;

¾ Собрания депутатов и другие представительные органы;

¾ Исполнительные органы, роль которых могут выполнить главы муниципальных образований, местные администрации, органы ТОС.

Природе МСУ в большей степени отвечают формы непосредственного народовластия.

Органы МСУ формируются и действуют на основе Устава (положения) о МСУ. Аналогом наших положений (уставов) за рубежом являются Хартии МСУ (Европейская Хартия, Хартия МСУ США).

Американская модель Хартии включает 10 статей, 66 пунктов, по каждому из которых даны комментарии и глоссарий. Наличие общенациональной модели не исключает многообразия форм МСУ, так как учитываются местные традиции.

В современных условиях отмечается тенденция к профессионализации деятельности органов МСУ, разрабатываются стандарты оказания муниципальных услуг, административные и должностные регламенты, предлагаются программы развития муниципальной службы, вводятся новые должности: например должность сити - менеджера (главы администрации). Население более активно вовлекается в деятельность по осуществлению МСУ, участвует в ТОС, в общественных экспертизах и слушаниях.

Актуальным является вопрос об ответственности депутатов, представительных органов. Роль и место депутата зависит от того, какой мандат он получил - свободный или императивный.

Свободный мандат дает возможность действовать по своему усмотрению. Депутат ничем кроме совести и закона не ограничен.

Императивный мандат требует исполнения наказов избирателей. Его основным недостатком является несогласованность интересов избирателей, недостаточная информированность о возможностях решения проблем.

Местный референдум

Референдум (в пер. с лат. - «то, что должно быть сообщено») - это голосование граждан по наиболее важным вопросам местного значения. В голосовании участвует только те, кто обладает избирательными правами.

В зарубежной практике используется 2 вида референдумов:

- обязательный;

-факультативный. В последнем случае исследуется общее мнение.

Плебисцит (от лат. «решение народа») - это всенародный опрос, голосование по наиболее важным для страны вопросам.

Инициатором референдума может быть:

1. Представительный орган;

2. Группа депутатов (не менее 1/3);

3. Жители, обладающие избирательными правами (5-10% численности);

4. Глава МО.

Решение о проведении референдума чаще всего принимает представительный орган, но в некоторый случаях такое решение может быть принято главой МО.

Порядок проведения референдума (голосования) аналогичен порядку, предусмотренному для выборов:

1) Принятие решения о референдуме. Он проводится не раньше 2-х и не менее 4-х месяцев со дня принятия решения о его проведении;

2) Формирование участков по референдуму;

3) Составление списков, создание комиссии по референдуму;

3) Определение материально-технической базы, подготовка бюллетеней. Все расходы финансируются за счет средств местного бюджета;

4) Голосование;

5) Подведение итогов.

Принципы голосования на референдуме:

1) Участие в референдуме является свободным;

2) Граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично;

3) Голосование за других лиц запрещается;

4) Голосование осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается;

5) Каждый участник имеет один голос;

Обычно голосование проводится с 8 до 22 часов местного времени.

Перед началом голосования председатель участковой комиссии объявляет о начале голосования, предъявляет членам комиссии, гражданам и наблюдателям пустые урны для голосования, которые затем опечатываются. После этого председатель вскрывает конверты с бюллетенями досрочно проголосовавших граждан и опускает бюллетени в урну для голосования. Количество конвертов оглашается и заносится в протокол. Граждане получают бюллетени на основе предъявления паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. Бюллетени заполняются в кабинах.

Подведение итогов начинается с подсчета голосов. Сначала погашаются неиспользованные бюллетени, потом отделяются недействительные, определяется их количество. Каждый шаг протоколируется. Считается число голосов за и против.

Протоколы с итогами голосования по участкам направляются в комиссию по референдуму, где и устанавливаются окончательные итоги. Может быть принято одно из следующих решений:

1) признать вынесенный на референдум вопрос принятым, если за него проголосовало более 50 % участников;

2) признать референдум недействительным, если были допущены нарушения при его подготовке и проведении.

Повторный референдум с такой же или аналогичной по содержанию проблематикой может проводиться не раньше, чем через год.

Муниципальные выборы

Муниципальные выборы - это выборы представительных органов (депутатов, советников, должностных лиц МСУ). Выборы осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать представляется с 18 лет, а право быть избранным до 2009 г. предоставлялось с 21 года. В октябре 2009 года принят федеральный закон, предоставляющий право избираться в органы местного самоуправления с 18 лет, что должно способствовать привлечению в органы власти молодых инициативных людей.

Субъекты федерации могут устанавливать иной возрастной ценз и ценз оседлости. Например, мэром и вице-мэром Москвы, которые одновременно являются и должностными лицами органов государственной власти, могут быть граждане России не моложе 30 лет, постоянно проживающие в Москве не менее 10 лет.

Порядок составления списков избирателей, определения границ избирательных округов, создания избирательных участков и комиссий аналогичен порядку, предусмотренному для референдума.

Кандидат, должность и род занятий которого, несовместимы со статусом члена представительного органа, дает письменной фрпмк обязательство о прекращении в случае избрания соответствующей деятельности.

Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в СМИ со дня регистрации и до дня официального опубликования результатов выборов, в обязательном порядке освобождаются от выполнения обязанностей.

Кандидаты, как и депутаты, обладают иммунитетом, но могут быть лишены его по решению суда.

При подготовке к выбором кандидат в депутаты представительного органа может иметь до 5 доверенных лиц, а кандидат на должность главы города - до 10. Выдвижение кандидатов осуществляется избирательными объединениями и гражданами, начинается за 60 дней до выборов и заканчивается за 30 дней. Государственные органы обязаны содействовать кандидатам и избирательным объединениям в проведении встреч и предвыборных собраний. Порядок голосования аналогичен порядку, предусмотренному для референдума.

Итоги выборов устанавливаются на основании протоколов избирательной комиссии. Территориальная комиссия извещает кандидатов, победивших на выборах. Они обязаны в трехдневный срок в письменном виде сообщить в избирательную комиссию о сложении полномочий, несовместимых с новым статусом. Затем депутаты регистрируются, получают удостоверения и преступают к работе.

Если выборы не состоялись или были признаны недействительными, то новые выборы проводятся в трехмесячный срок.

Собрание граждан

Собрание проводится по мере необходимости в пределах дома, улицы, микрорайона, поселка или иной территориальной общины.

Собрание может выполнять функции представительного органа, если население малочисленно. Собрание поводится и для выборов комитетов территориального общественного самоуправления (ТОС), а также для заслушивания отчетов о деятельности ТОС и отчётов депутатов, избранных от данной территории.

Порядок созыва и поведения собраний, принятия и изменения его решений определен уставом МО.

Инициатива проведения собраний может исходить:

1) от граждан, постоянно проживающих на данной территории и обладающих избирательными правами;

2) от главы МО;

3) от депутатов представительных органов;

4) от органов территориального общественного самоуправления (ТОС).

Собрание правомочно, если в нем участвует простое большинство жителей. Решение принимается простым большинством голосов. Вопросы повестки дня принимаются инициативной группой и утверждаются участниками собрания. При решении особо важных вопросов может избираться председатель и секретарь. Решения протоколируются. Один экземпляр остается у членов инициативной группы. Копии протокола направляются в соответствующие инстанции.

Собрание может обсуждать вопросы, имеющие существенное значение для жителей территории.

Собрание может инициировать предложения о принятии нормативно – правовых актов МСУ, может обсуждать проекты решений органов МСУ и территориального общественного самоуправления. Жильцы могут принимать решения о добровольном принятии на себя обязательств по благоустройству территории, по сохранению жилого фонда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: