Представительные органы МСУ

Структуру органов местного самоуправления составляют:

1) представительный орган города городская Дума или Совет;

2) глава муниципального образования;

3) исполнительно-распорядительный орган - администрация;

4) контрольно-счетный орган - Контрольно-счетная палата и иные органы (в соответствии с Уставом МО).

Согласно закону, представительный орган МСУ формируется из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Численный состав и полномочия представительного органа определяется уставом МО в соответствии с федеральным законодательством.

В пункте 6 статьи 35 федерального закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливается следующая численность представительного органа муниципального образования поселения:

не менее семи – при численности населения менее 1 тысячи человек;

не менее десяти – при численности населения от 1 тысячи до 10 тысяч человек;

не менее пятнадцати – при численности населения от 10 тысяч до 30 тысяч человек;

не менее двадцати – при численности населения от 30 тысяч до 100 тысяч человек;

не менее двадцати пяти – при численности населения от 100 тысяч до 500 тысяч человек

не менее тридцати пяти – при численности населения свыше 500 тысяч человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее пятнадцати человек.

Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Уставом поселения с численностью жителей более 100 и не более 300 человек может быть предусмотрено, что представительный орган не формируется и его полномочия осуществляются сходом граждан.

В Челябинске представительным органом МСУ является Челябинская городская Дума. В соответствии с Уставом Г.Челябинска:

Челябинская городская Дума является представительным органом города Челябинска и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения города Челябинска в соответствии с федеральным законами, законами Челябинской области и Уставом.

Вопросы организации и деятельности Челябинской городской Думы регулируются федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами Челябинской области, Уставом и Регламентом Челябинской городской Думы.

Челябинская городская Дума формируется путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов по семь человек от каждого представительного органа внутригородского района в соответствии с равной независимо от численности населения внутригородских районов нормой представительства сроком на пять лет.

Численность депутатов Челябинской городской Думы составляет 49 человек.

Челябинская городская Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей от установленной численности депутатов Челябинской городской Думы.

Организацию деятельности Челябинской городской Думы осуществляет Председатель Челябинской городской Думы, избираемый Челябинской городской Думой из своего состава.

Челябинская городская Дума обладает правами юридического лица.

Челябинская городская Дума обладает правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти Челябинской области.

Элементы оргструктуры представительного органа МСУ:

1. Руководитель представительного органа.

2. Заместитель руководителя представительного органа.

3. Секретарь представительного органа.

4. Другие выборные лица представительного органа (председатели постоянных депутатских комиссий).

5. Постоянные депутатские комиссии.

6. Партийные депутатские фракции (группы).

7. Территориальные депутатские группы (объединения).

8. Временные депутатские группы.

9. Аппарат представительного органа.

Аппарат состоит из специалистов и консультантов - профессионалов в области муниципального управления.

Все решения принимаются коллегиально путем голосования. Основной формой работы являются заседания или сессии. Сроки проведения сессий устанавливаются регламентом работы представительного органа.

К исключительной компетенции представительного органа относятся такие вопросы, как:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В компетенцию Челябинской Городской Думы входит:

- Принятие общеобязательных правил, планов и программ развития, обеспечение контроля за их исполнением;

- Согласование с органами государственной власти нормативов отчислений от федеральных и областных налогов в бюджет города;

- Утверждение бюджета города и отчета о его исполнении;

- Принятие правовых актов, регулирующих вопросы городского значения (представительный орган МСУ не принимает законов, он уполномочен принимать нормативно – правовые акты МСУ).

- Принятие местных налогов, сборов и платежей;

- Определение порядка выпуска муниципальных займов, лотерей, предоставления ссуд и налоговых льгот;

- Определение порядка приватизации, владения, пользования, распоряжение муниципальной собственностью;

- Утверждение генерального плана развития города и схемы застройки территории;

- Утверждение официальных символов города;

- Утверждение городских наград и почетных знаний;

- Утверждение договоров о сотрудничестве и побратимстве;

- Рассмотрение ходатайств и внесение представлений в соответствующие органы о награждении орденами России за особо выдающиеся заслуги перед городом;

- Принятие решений об административно - территориальном устройстве города и о правовом режиме пригородной зоны;

- Организация проведения выборов и референдумов;

- Защита прав депутатов и выборных должностных лиц, досрочное прекращение полномочий депутатов и главы города;

- Избрание и освобождение от должности секретаря городской думы и председателей постоянных комиссий;

- Принятие решений по запросам депутатов;

- Принятие поправок в устав города;

- Контроль за деятельностью органов и должностных лиц МСУ, наделенных исполнительными и распорядительными полномочиями;

- Создание контрольно-счетной палаты города;

- Контроль выполнения решений Думы предприятиями и организациями, независимо от форм собственности;

- Заслушивание отчетов руководителей предприятий.

Депутаты представительного органа, как правило, выполняют обязанности без отрыва от основной деятельности. В уставе может быть предусмотрена возможность работы депутата на освобожденной основе. Как правило, на освобожденной основе работают секретарь Думы (Совета) и председатели депутатских комиссий.

В пункте 5 статьи 40 Федерального закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливается, что на постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования. Если же состав данного органа местного самоуправления не превышает 10 человек, то на постоянной основе может работать только один депутат.

Депутатская деятельность осуществляется в различных формах, в том числе:

- участие в подготовке вопросов, выносимых на рассмотрение сессии представительного органа местного самоуправления, включая разработку проектов его решений;

- участие в заседаниях представительного органа местного самоуправления;

- участие в работе структурных подразделений представительного органа (постоянные депутатские комиссии, депутатские группы, фракции и т.п.);

- участие в депутатских слушаниях, совещаний, семинаров, конференций и в других мероприятиях, проводимых представительным органом местного самоуправления;

- выполнение отдельных поручений руководителей представительного органа, других депутатских структурных подразделений;

- обращение с депутатскими запросами по различным аспектам своей депутатской деятельности;

- участие в организации контроля за исполнением решений представительного органа местного самоуправления, затрагивающих интересы избирателей округа;

- установление и развитие сотрудничества с общественными организациями на территории избирательного округа;

- встречи с избирателями, прием граждан в общественной приемной депутата;

- организация изучения общественного мнения, нужд и запросов населения,

- информирование граждан о работе представительного органа местного самоуправления;

- оказание практической помощи в становлении и развитии территориального общественного самоуправления в границах избирательного округа и т.п.

В своей деятельности депутат должен руководствоваться, в первую очередь, национально-государственными интересами, а затеминтересами муниципального образования, своей предвыборной программой и убеждениями.

Срок полномочий депутата не может быть менее двух лет и более пяти лет. Возможно досрочное прекращение депутатом его полномочий в представительном органе местного самоуправления. Предусматривается право избирателей на отзыв депутата. Основания и процедура отзыва выборного лица местного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: