Уставом МО может быть предусмотрена должность главы МО - высшего выборного должностного лица, возглавляющего и координирующего деятельность по осуществлению МСУ.
В соответствии со ст.36 закона 131-ФЗ Глава муниципального образования избирается:
1) населением непосредственно на муниципальных выборах,
2) представительным органом муниципального образования из своего состава,
3) представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
В случае избрания на муниципальных выборах глава муниципального образования либо входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию.
В случае избрания представительным органоммуниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, прекращаются.
|
|
Глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.
В случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию.
Глава города Челябинска избирается на пять лет Челябинской городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет Администрацию города Челябинска.
В соответствии с Уставом г.Челябинска порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы города Челябинска, общее число членов конкурсной комиссии устанавливаются решениями Челябинской городской Думы. Половина членов конкурсной комиссии назначается Челябинской городской Думой, а другая половина – Губернатором Челябинской области. Глава города Челябинска в своей деятельности подотчетен и подконтролен населению города Челябинска и Челябинской городской Думе.
Глава муниципального образования наделен всеми полномочиями за исключением тех, которые отнесены к исключительной компетенции представительного органа. Он выполняет представительские функции в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени города.
|
|
Глава муниципального образования подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом, решения нормативного характера, принятые представительным органом, издает в пределах своих полномочий правовые акты.
Глава муниципального образования председательствует на заседаниях представительного органа, созывает его заседания, вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа.
Глава муниципального образования руководит деятельностью исполнительного органа (администрации), утверждает структуру и штаты, схему управления городом, формирует кадровую политику, назначает и освобождает от должности (по согласованию с представительным органом) руководителей управлений здравоохранения, образования, социальной защиты, председателя комитета по управлению имуществом и земельными отношениями, руководителей муниципальных предприятий и учреждений, глав районных администраций. Организует аттестации муниципальных служащих, конкурсы на замещение должностей муниципальной службы, курирует реализацию национальных проектов на территории МО. Полномочия главы муниципального образования заканчиваются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования.
Глава муниципального образования обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Федерации.
Администрация МО
Администрация муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального образования и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами субъекта Федерации.
Администрация МО функционирует на основе принципа единоначалия. Полномочия местной администрации формируются представительным органом местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования, а также на основании законодательных актов о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Основными элементами организационной структуры администраций муниципальных образований являются:
1. Глава администрации и его заместители.
2. Отраслевые подразделения - ответственные за определенную отрасль городского хозяйства или социальной сферы и непосредственно обеспечивающие оказание населению муниципального образования той или иной муниципальной услуги или группы однородных услуг. Чаще всего данные структурные подразделения линейно подчиняются одному из заместителей главы, друг от друга разные подразделения этого типа административно независимы;
3. Функциональные подразделения или подразделения общей компетенции. Они не связанны непосредственно с оказанием услуг населению, но выполняют общие для всей администрации штабные функции: планово-экономические, финансовые, юридические, по управлению имуществом, кадровые, информационные и другие. Эти подразделения наделены правом регулирующих воздействий по отношению к отраслевым подразделениям и друг к другу в пределах закрепленных за ними функций. В большинстве муниципальных образований экономические службы администраций совмещают решение текущих задач и вопросов перспективного развития.
Осуществление ряда действий отраслевых подразделений требует согласования с функциональными. Функциональные подразделения могут подчиняться непосредственно главе администрации, заместителю главы либо руководителю аппарата администрации, друг от друга они практически независимы;
|
|
4. Территориальные подразделения, характерные для крупных городов (это администрации внутригородских районов городского округа). Схема управления такими подразделениями является достаточно сложной. Их первые руководители подчиняются либо непосредственно главе администрации города, являясь его заместителями по соответствующим территориям, либо (реже) первому заместителю главы. Отделы внутри территориальных подразделений чаще всего имеют двойное подчинение — первому руководителю соответствующей территории и профильному структурному подразделению администрации города.
Наличие территориальных структурных подразделений усложняет и утяжеляет организационную структуру администрации, создает дублирование функций, ведёт к росту численности органов местного самоуправления, удлиняет информационные потоки. Как правило, территориальным органам предоставляется максимум самостоятельности в рамках своих полномочий и в пределах утвержденной для них сметы расходов.
5. Обслуживающие или вспомогательные подразделения Аппарата администрации, ответственные за организационное, материально-техническое и хозяйственно-бытовое обеспечение деятельности администрации.
Часто в состав аппарата включаются некоторые из функциональных подразделений (кадровые, юридические, информационные). Руководитель аппарата непосредственно подчиняется главе администрации и иногда является его заместителем. Негласно руководитель аппарата зачастую признается вторым лицом в администрации в силу своего влияния на все стороны ее деятельности.
В современных условиях исполнительный орган используют современные методы, технологии, инструменты менеджмента, учитывающие специфику объекта управления - муниципального образования, что позволяет оптимизировать оргструктуру органов исполнительной власти и привести её в соответствие со стратегией развития муниципального образования.
|
|
Организационная структура органов исполнительной власти - инструмент реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования.
В настоящее время организационные структуры управления администраций муниципальных образований со статусом муниципального района или городского округа, а также крупных городских поселений строятся по линейно-функциональной схеме. В их основе лежит сочетание линейных (отраслевых) подразделений, осуществляющих основные внешние функции организации (оказание муниципальных услуг), и функциональных подразделений, действующих внутри администрации и обеспечивающих её деятельность.
Достоинством линейно-функциональных структур является относительная простота построения и четкость взаимодействия. Недостатком линейно-функциональных структур является то, что они могут эффективно действовать только при выполнении редко меняющихся однотипных функций в условиях относительно стабильной среды. Но в условиях быстро меняющейся внешней среды и нестабильной социально-экономической и экологической ситуации, обострения конкуренции в муниципальном образовании необходимы (наряду с линейно-функциональными) программно-целевые или проектно-ориентированные структурные подразделения, ориентированные на инновации и изменения. Их задачей является обеспечение реализации программы (проекта).
Появление программно-целевых и проектно-ориентированных структурных подразделений связано с разработкой стратегии социально-экономического развития муниципального образования организацией системного мониторинга и анализа социально-экономической ситуации в городе, решением задач реформирования системы управления определённой сферой (например, ЖКХ) или муниципальным образованием в целом. См.например опыт г. Самары:
Проектный центр стратегии Самары собирает лучшие идеи по развитию города и создает экосистему «выращивания» идей до проектного уровня. Комментарии экспертов и внимание горожан поспособствуют превращению проектного замысла в действительность. Если гражданин (организация) предлагает идею на рассмотрение городскому сообществу, но не планирует участвовать в её реализации, то предложение попадает в категорию «банк идей», где хранится до тех пор, пока не найдется инициатор или группа людей, способных её реализовать. Как только заинтересованные лица появляются, идея переходит в категорию «инициатива», формируется проектная группа из заинтересованных экспертов, дорабатывающая идею до проектного уровня. В случае же, если гражданин (организация) готовы непосредственно принимать участие в реализации предложенной идеи, то проектная группа формируется инициаторами, которые могут в неё пригласить необходимых специалистов, обозначив это в соответствующей графе сайта - «команда проекта».