Глава муниципального образования

Уставом МО может быть предусмотрена должность главы МО - высшего выборного должностного лица, возглавляющего и координирующего деятельность по осуществлению МСУ.

В соответствии со ст.36 закона 131-ФЗ Глава муниципального образования избирается:

1) населением непосредственно на муниципальных выборах,

2) представительным органом муниципального образования из своего состава,

3) представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

В случае избрания на муниципальных выборах глава муниципального образования либо входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию.

В случае избрания представительным органоммуниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, прекращаются.

Глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.

В случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию.

Глава города Челябинска избирается на пять лет Челябинской городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет Администрацию города Челябинска.

В соответствии с Уставом г.Челябинска порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы города Челябинска, общее число членов конкурсной комиссии устанавливаются решениями Челябинской городской Думы. Половина членов конкурсной комиссии назначается Челябинской городской Думой, а другая половина – Губернатором Челябинской области. Глава города Челябинска в своей деятельности подотчетен и подконтролен населению города Челябинска и Челябинской городской Думе.

Глава муниципального образования наделен всеми полномочиями за исключением тех, которые отнесены к исключительной компетенции представительного органа. Он выполняет представительские функции в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени города.

Глава муниципального образования подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом, решения нормативного характера, принятые представительным органом, издает в пределах своих полномочий правовые акты.

Глава муниципального образования председательствует на заседаниях представительного органа, созывает его заседания, вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа.

Глава муниципального образования руководит деятельностью исполнительного органа (администрации), утверждает структуру и штаты, схему управления городом, формирует кадровую политику, назначает и освобождает от должности (по согласованию с представительным органом) руководителей управлений здравоохранения, образования, социальной защиты, председателя комитета по управлению имуществом и земельными отношениями, руководителей муниципальных предприятий и учреждений, глав районных администраций. Организует аттестации муниципальных служащих, конкурсы на замещение должностей муниципальной службы, курирует реализацию национальных проектов на территории МО. Полномочия главы муниципального образования заканчиваются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования.

Глава муниципального образования обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Федерации.

Администрация МО

Администрация муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального образования и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами субъекта Федерации.

Администрация МО функционирует на основе принципа единоначалия. Полномочия местной администрации формируются представительным органом местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования, а также на основании законодательных актов о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Основными элементами организационной структуры администраций муниципальных образований являются:

1. Глава администрации и его заместители.

2. Отраслевые подразделения - от­ветственные за определенную отрасль городского хозяйства или социальной сферы и непосредствен­но обеспечивающие оказание населению муници­пального образования той или иной муниципальной услуги или группы однородных услуг. Чаще всего данные структурные подразделения линейно подчи­няются одному из заместителей главы, друг от дру­га разные подразделения этого типа администра­тивно независимы;

3. Функциональные подразделения или подразделения общей компе­тенции. Они не связан­ны непосредственно с оказанием услуг населе­нию, но выполняют общие для всей админист­рации штабные функции: планово-экономические, финансовые, юридические, по управлению имуще­ством, кадровые, информационные и другие. Эти подразделения наделены правом регу­лирующих воздействий по отношению к отрасле­вым подразделениям и друг к другу в пределах за­крепленных за ними функций. В большинстве муниципальных образований экономические службы администраций со­вмещают решение текущих задач и вопросов пер­спективного развития.

Осуществление ря­да действий отраслевых подразделений требует со­гласования с функциональными. Функциональные подразделения могут подчиняться непосредственно главе администрации, заместителю главы либо ру­ководителю аппарата администрации, друг от дру­га они практически независимы;

4. Территориальные подразделения, характерные для крупных городов (это администрации внутригородских районов городского округа). Схема управления такими под­разделениями является достаточно сложной. Их первые руководители подчиняются либо непосред­ственно главе администрации города, являясь его заместителями по соответствующим территориям, либо (реже) первому заместителю главы. Отделы внутри территориальных подразделений чаще всего имеют двойное подчинение — первому руководителю со­ответствующей территории и профильному струк­турному подразделению администрации города.

Наличие территориальных структурных подраз­делений усложняет и утяжеляет организационную структуру администрации, создает дублирование функций, ведёт к росту численности органов местного самоуправления, удлиняет информационные пото­ки. Как правило, территориальным органам предостав­ляется максиму­м самостоятельности в рамках своих полномочий и в пределах утвержденной для них сметы расхо­дов.

5. Обслуживающие или вспомогательные подразделения Аппарата администрации, ответственные за ор­ганизационное, материально-техническое и хозяй­ственно-бытовое обеспечение деятельности админи­страции.

Часто в состав аппарата включаются не­которые из функциональных подразделений (кадро­вые, юридические, информационные). Руководитель аппарата непосредственно подчиняется главе адми­нистрации и иногда является его заместителем. Не­гласно руководитель аппарата зачастую признается вторым лицом в администрации в силу своего влияния на все стороны ее деятельности.

В современных условиях исполнительный орган используют современные методы, технологии, инструменты менеджмента, учитывающие специфику объекта управления - муниципального образования, что позволяет оптимизировать оргструктуру органов исполнительной власти и привести её в соответствие со стратегией развития муниципального образования.

Организационная структура органов исполнительной власти - инструмент реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

В настоящее время организационные структуры управления администраций муниципальных образований со статусом муниципального района или городского округа, а также крупных городских поселений строятся по линейно-функциональной схеме. В их основе ле­жит сочетание линейных (отраслевых) подразде­лений, осуществляющих основные внешние функ­ции организации (оказание муниципаль­ных услуг), и функциональных подразделений, действующих внутри администрации и обеспечиваю­щих её деятельность.

Достоинством линейно-функциональных струк­тур является относительная простота построения и четкость взаимодействия. Недостатком линейно-функциональных струк­тур является то, что они могут эффек­тивно действовать только при выполнении редко меняющихся однотипных функций в условиях относительно стабильной среды. Но в условиях быстро меняющейся внешней среды и неста­бильной социально-экономической и экологической ситуации, обострения конкуренции в муниципальном образовании необ­ходимы (наряду с линейно-функциональными) программно-целевые или проектно-ориентированные структурные подразделения, ориентированные на инновации и изменения. Их за­дачей является обеспечение реализации программы (проекта).

Появление программно-целевых и проектно-ориентированных структурных подразделений связано с разработкой стратегии социально-экономического развития муниципального образования организаци­ей системного мониторинга и анализа социально-экономической ситуации в городе, решением задач реформирования системы управле­ния определённой сферой (например, ЖКХ) или муниципальным образованием в целом. См.например опыт г. Самары:

Проектный центр стратегии Самары собирает лучшие идеи по развитию города и создает экосистему «выращивания» идей до проектного уровня. Комментарии экспертов и внимание горожан поспособствуют превращению проектного замысла в действительность. Если гражданин (организация) предлагает идею на рассмотрение городскому сообществу, но не планирует участвовать в её реализации, то предложение попадает в категорию «банк идей», где хранится до тех пор, пока не найдется инициатор или группа людей, способных её реализовать. Как только заинтересованные лица появляются, идея переходит в категорию «инициатива», формируется проектная группа из заинтересованных экспертов, дорабатывающая идею до проектного уровня. В случае же, если гражданин (организация) готовы непосредственно принимать участие в реализации предложенной идеи, то проектная группа формируется инициаторами, которые могут в неё пригласить необходимых специалистов, обозначив это в соответствующей графе сайта - «команда проекта».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: