Каскадными называются такие схемы включения АД, которые, обеспечивая регулирование его скорости, позволяют одновременно полезно использовать энергию потерь скольжения. По способу использования этой энергии различают схемы электромеханического машинно-вентильного каскада и электрического машинно-вентильного каскада.
Рассмотрим схему электромеханического машинно-вентильного каскада (рисунок 3.16).
Рисунок 3.16 – Электромеханический машинно-вентильный каскад
Обмотка ротора АД 2, приводящего в движение рабочую машину 1, подключается к трехфазному выпрямителю 4, к выводам которого присоединен якорь вспомогательной машины постоянного тока 3.
В этой схеме поступающая из сети мощность Р1 за вычетом потерь в статоре передается на ротор. Большая часть этой электромагнитной мощности Мω0 в виде полезной механической мощности Мω отдается в рабочую машину. Разность между этими мощностями и составляют потери скольжения.
Потери скольжения выделяются в цепи ротора, с помощью выпрямителя 4 преобразовываются в постоянное напряжение и подаются на якорь вспомогательной машины 3, с помощью которой преобразовываются в механическую энергию и возвращаются на вал рабочей машины 1.
|
|
Регулирование скорости в данной схеме осуществляется изменением ЭДС вспомогательной машины 3 путем воздействия на ее ток возбуждения.
В схеме электрического машинно-вентильного каскада (рисунок 3.17) потери скольжения с помощью синхронного генератора 5 преобразовываются в электроэнергию и отдаются в питающую сеть.
Рисунок 3.17 – Электрический машинно-вентильный каскад
Механические характеристики электромеханического машинно-вентильного каскада представлены на рисунке 3.18,а. Характеристика 1 является естественной. Для искусственных характеристик 2-4 характерно возрастание критического момента при снижении скорости. Механическая мощность на всех характеристиках остается примерно постоянной, поэтому электромеханический машинно-вентильный каскад также называется каскадом постоянной мощности.
Рисунок 3.18 – Механические характеристики каскадных схем
Для всех характеристик электромеханического машинно-вентильного каскада (рисунок 3.18,б) характерно постоянство критического момента АД, поэтому электрический машинно-вентильный каскад часто называется каскадом постоянного момента.