Ведущие сферы формирования культуры личности

Формирование гармоничной, творческой, соц.- актив. личности – стратегическая цель СКД. Культура личности – достижение такого уровня культуры человека, при котором возникает потребность в саморазвитии.

Сферы формирование культуры личности:

Четыре основные сферы жизнедеятельности: проф.-трудовая, сем.-бытовая, социальная, досуговая.

В результате усложнения и усовершенствования механизмов формирования Л. как субъекта К. последние оказались сосредоточенными главным образом в семье и в образоват. системе. Кроме того на процесс формирования культуры Л. воздействуют игровые группы детей младшего возраста; неформальные группы подростков; интимно-дружеские отношения; учреждения К., досуга, спорта; средства массовой коммуникации, а с опред. возраста – профессионально-трудовая сфера.

Особую роль в процессе формирования К. личности играет семья, та первичная малая группа, в которой живет и воспитывается человек. Она влияет на Л. в критические периоды ее развития, кд психика наиболее чувствительна и пластична. В семье усвоение К. происходит при непосредственном участии подрастающего индивида. Развитие самосознания, способность к усвоению важнейших соц. функций, формирование характера, общее психическое здоровье Л. в первую очередь обусловлены отношением родителей к ребенку, связаны с царящей в семье нравственно-психологической атмосферой. но будучи незаменимой, семья как сфера формирования Л., имеет и ряд недостатков: она не может предложить Л. больше, чем сама располагает (низкий культурный уровень родителей, нехватка у них свободного времени, отсутствие педагогич. знаний, конфликты м\д ними могут свести эффективность семьи к нулю). Параллельное влияние на личность оказывают СМИ, школы, КДД – требуется взаимодействие их с семьей в целях достижения единства требований, их согласованности; семья - традиционный СКинстиут, создает благоприятную морально-псих. обстановку. Это приводит к улучшению досуг. ситуации, снижению правонарушений, насыщению содержания досуга новыми нетрадиц. формами, сближению семьи. Перед общество задача – полноценно включить семью в воспитательно-образовательную систему. В госуд. политике должны быть меры по укреплению ск и пих. реабилитации семей.

Второй сферой формирования Л. как субъекта К. является общеобразовательная система (детские сады, школа, средние проф. и высшие уч. заведения). Образование имеет целью передачу соц.-необходимых и проф. знаний. Она опирается на достижения мировой и отеч. науки, использует значит. часть накопленной обществом Инф. Эффективность обучения достигается при помощи спец. методических и организационных средств. Воспитательная роль реализуется через содержание программ и личности учителя;

Но недостатки тоже есть: при совр. методах обучения образоват. институты не могут индивидуализировать процесс воспитания и обучения, известный консерватизм системы образования.

Третья сфера – СМИ (в условиях перехода к креативно-информац. обществу существенно повышается их роль). Назначение – формирование отношения, мнения к основным вопросам и фактам общественной жизни, распространение культурных ценностей. Это роднит СМИ со школой и КДД, предполагает их взаимосвязь, возможность оперативного одновременного воздействия на рассредоточенную аудиторию. Качество информации – особенная возможность СМИ. Уязвимость их – недостаток обратной связи, что требует взаимодействие с другими соц.институтами. СМИ оказывают огромное воспитательное воздействие (печать, радио, ТВ). Участвуют в формировании мнений, оценок, установок ценностных ориентаций, влияют на труд. и обществ-полит. активность человека, его участие в обществ. жизни, организацию досуга. Здесь информация выступает кроме звучания и печатного слова в виде зрительного образа. Развивающая и рекреационная роль радио, ТВ печати определяется свойственными им функциями. Их черты – массовость, мобильность, оперативность усиливают их роль. Динамика развития и широкий разбросом дух.интересов и запросов – особенность СМИ. Но есть присущие каждому виду особенности:

· Радио – больше, чем газеты и ТВ возможности для оператив. подачи информации.

· ТВ – синтетич. вид журналистики – наглядность, достоверность, создание иллюзии сиюминутности и сопричастности зрителя. Изображение + звук = максимальный эмоц. канал. ТВ играет определ. организаторскую роль, помогает быть в центре событий, получать советы, способствует созданию благоприятного эмоц. состояния.

· Пресса – более систематизирует информацию, анализ, комментарии, доступна в любое время.

 

Значительную роль в формировании К. личности играют трудовые коллективы, воинские подразделения, общественные организации, вся микросреда – от родственников и друзей до людей, с которыми общаешься в автобусе или магазине. Трудовой коллектив – имеет свою нишу в формировании личности. Проф-трудовое формирование личности, развитие и реализация ее общественно-полит. активности, особенное отличие ТК – референтная группа; на базе ТК действуют партии и профсоюзы.

КДУ (все учреждения, относящиеся к инфраструктуре СКС) – гармонично восполняет специализацию, неизбежную в трудовой деятельности. Потен. возможность охватить влиянием все слои населения; одновременная деятельность на разных уровнях культур. интересов и культур. ориентаций людей, ненормативная свободная деятельность по интересу поднимает планку ее формирующего влияния на личность и раздвигает горизонт интересов; универсальность средств воздействия, динамич. сочетание эмоционально-образных и рационально-логических средств.

Но наличие одного факта разветвленной системы УК и досуга явно недостаточно (д. быть соответствующий уровень духовных потребностей; д.б. сформированы умения и навыки ежедневного обязат. чтения – 100-200стр., восприятия ценностей изобраз. искусства, музыкальной, театральной К.).

Т. о., степень влияния различных социальных институтов или отдельных лиц на процесс становления Л. как субъекта К. и методика их воздействия далеко не равнозначны. В семье решающую роль играют родственные узы, единый быт и досуг, традиции семьи; в системе образование на первое место выдвигается фактор единства познавательных интересов и осознания обязательств перед обществом и конкретным уч. заведением; в культурно-досуговой сфере, где чел. ощущает полную свободу от субординации, превалируют реально проявляемые интересы, увлечения, эстетические потребности.

Принципы и методику культуросозидающей деят-ти различных институтов Об. обосновывают прикладная и педагогич. культурология. Они также раскрывают технологию становления индивида как субъекта К. Педагогич. К. рассматривает становление Л. как целостный процесс. Прикладная К. исходит из того, что эффективность формирования К. находится в прямой зависимости от комплексности этого процесса, от достижения положения, кд каждая соц.-культ. акция органически переплетается со всей системой воспитания и способствует решению единых целей формирования Л. как субъекта К.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: