Культурно-досуговая программа – это смонтированный воедино комплекс разнородных элементов, среди которых можно выделить танцевальные блоки, игры, встречи с интересными людьми, концертные номера и многое другое. Можно встретить следующие виды таких программ:
1. Познавательно-развлекательная программа (конкурс, викторина, интеллектуальная игра)
2. Праздничная историческая программа (литературно-музыкальные композиции к памятным датам, концертные программы и др.)
3. Танцевально-игровая программа (вечер отдыха, тематическая дискотека)
4. Фольклорная программа (обрядовые праздники).
КД программа несет в себе целью коллективный отдых населения, в названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории (конкурсная семейная программа, детский утренник, молодежная шоу-программа). Эта форма мероприятия отличается разнообразием и непринужденностью форм общения – познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением участникам возможности переключаться с одного вида деятельности на другой. Такие программы требуют от организаторов творчества, фантазии и изобретательства, а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории.
|
|
Популярными видами комплексных досуговых программ являются шоу-программы, пышное костюмированное сценическое действие с участием «звезд» (в небольших городах – местного значения), динамически яркое, насыщенное спецэффектами, зрелищное, несущее в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой.
Существуют также такие виды комплексных досуговых программ, как бал, театрализованное шествие, посиделки, литературно-музыкальные композиции, посвященные памятным датам, а также большие праздничные концерты (8 марта, 9 мая, 23 февраля, День смеха – 1 апреля, Новый год, Рождество и др.)
Методика подготовки: 1.Создание постановочной группы: (сценарист-режиссер; художник; музыкальный руководитель; осветитель). 2. Создание сценария: =1 вариант социальный заказ; =2 вариант плановое мероприятие.
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ:
I. Определ-е актуальной проблемы.
II. Формулировка ТЕМЫ (О чем?) - область общественной жизни, круг интересов современной или исторической информации, на которые направлена авторская мысль.
III. Определение идеи - основная мысль, умозаключение, главный вывод содержания, замысла сценария, отвечает на вопрос: Что я хочу сказать? Определение сверхзадачи, цели (Ради чего?). Цель всегда носит педагогический характер.
Обосновывая идейно-тематический замысел, сценарий должен учитывать, на кого рассчитано данное мероприятие, рекомендуется учитывать социально-профессиональное образование, возраст, особенности будущей аудитории.
|
|
Замысел сценария определяет схему будущего мероприятия, которое включает основные блоки, эпизоды и сюжетную линию, связывающую их.
IV. Подбор и исследование материала (художественного или документального). Выбор формы воплощения замысла (концерт, шоу-программа, конкурсная программа и др.).
V. Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации)
VI. Поиск единого сценар-го хода. Определение единого образного решения.
Сценарный ход – это условный прием, который дает обоснованную возможность изложить аудитории основные события сюжета (это метод ведения рассказа).
Наиболее типичные часто используемые сценарные ходы:
1. Хроникально-исторический (хроника событий)
2. Персонифицированный – отвлеченное понятие предстоит в человеческом образе. Персонифицированным могут быть: песня, музыкальное произведение, звук (звук струны, стук сердца и т.п.)
3. Использование таких форм как диспут, собрание, суд
4. Могут быть использованы жанры публицистики
5. Через построение игрового действия
6. Через событийный ряд сюжетной линии
7. Через столкновение положительного и отрицательного материалов или персонажей (знайка и незнайка)
8. Через трансформацию деталей
Единое образного решение.
Каждый сценарий должен иметь сюжетно-композиционное решение (чёткость).
Композиция – соотношение различных сюжетообразующих эл-тов или их фрагментов в нов. послед-ти. Композ-я явл-ся осн-м ср-вом худож-й орг-ции сценар-го материала.
Композ-я состоит из:
1. Экспозиция, переходящая в пролог. Эксп-я знакомит с обстоя-вами, событиями, персонажами.
2. Завязка основного дейст-я (начин-т дейст-ть конфликт).
3. Основное действие (возм-ые пути развития конфл-та).
4. Кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии конфл-та, после кот-го наступает развязка).
5. Эпилог (своеобразная форма финала).
VII. Написание сценария. В сценарии идет соединение 2 линий: эмоционально-образной и информационно-логической (факты жизни + факты искусства)
Факты жизни – это реальные факты и события, происходящие в жизни, не относящиеся к сфере искусства, зафиксированы в документах, фотографиях, письмах, статистике, архивной кинохроники
Факты искусства – это все жанровое разнообразие произведения искусства, а также их фрагменты (музыкальные отрывки из фильма)
Поиск интересного сюжета неотъемлемая часть работы над сценарием важнейшее требование драматургии.
Сюжет – представляет собой главное содержание произведения, которое анализируется через действия и взаимоотношения персонажей. Фабула – суть сюжета, сюжет – развитие фабулы.
Развитие сюжета в сценарии невозможно без точного определения конфликта и дальнейшей разработки в замысле.
Конфликт в сценарно-досуговом мероприятии решается на уровне борьбы идей, столкновении идеологии, образов жизни, преодоление препятствий, борьбы с природой.Составляющие конфликта:
Конфликтная ситуация – наметилась основная расстановка сил, основное противоречие.
Коллизия – это не получившее достаточно полного разрешения противоречие, которое явилось следствием конкретной ситуации
Препятствия – неожиданный перелом в ходе событий
Контраст – составление противоположных явлений
Интрига – сложное противоречиво-развивающееся сочетание событий.
Каждый сценарий должен иметь композиционное решение: экспозиция, завязка, кульминация, эпилог. Это развитие связано с развитием действия. Композиция – это основное средство художественной организации сценарного материла.
VIII. Методом монтажа монтируем св. сценарий, а связываем все это сценар-м ходом.
Монтаж (от фр. – сборка, соединение) соединение различных элементов выразительных средств, в такой последовательности, которая: а) усиливает; б) передает новое умозаключение или эмоцию.
|
|
Чередование фактов, событий, явлений и их сопоставление неизбежно требует монтажной организации материала. Такая организация как художественный методы, во-первых, выражает мысль сценариста, его идею, его видение мира, а во-вторых, требует художественной подготовки специалиста.