Социально-культурная деятельность в эпоху Петра

Петровские реформы потрясли страну глубочайшими соц.-экон. преобразованиями. В складывающийся естественно-исторический процесс было внесено мощное специально организованное начало. Новый календарь, введенный Петром, символизировал отсчет нового времени. Но для прорубленного окна нужен был особый европеизированный тип личности – «русский европеец» (Ф.М. Достоевский).

Петр понимал, что реформировать Россию может только грамотный чел., отсюда создание новой сети образовательных учреждений в Р. (цифирные школы, навигационная, артиллерийская, инженерная школы, медицинское училище, наконец, университет и гимназия).

Досуговые учреждения дополняли и расширяли систему образования: первый русский музей – Кунсткамера, библиотека. Наконец, Петр практиковал массовое обучение дворянских недорослей за границей.

Вставшая перед Петром проблема включения России в европейское культурное пространство побудила его к организации ассамблей, праздников, досуговых общностей, коллекционирования образцов уникальных явлений природы и иных форм СКД.

Галантное обхождение с женщинами, шлифовку светского поведения окружение Петра проходило в ассамблее, в Летнем саду, который был, говоря современным языком, комплексным соц.-культ. институтом, совмещал в себе и музей скульптуры под открытым небом, и ассамблею, и библиотеку.

В Россию именно в это время проникают идеи европейского Просвещения.

Секуляризация культуры

Осуществленная Петром церковная реформа вытесняя из государственного обихода традиционно понимаемую святость и сакральные ценности «православной цивилизации» Святой Руси, но объективно не имея возможности (как, впрочем, и желания) изъять из жизни и русской культуры саму религиозность как таковую, тем самым способствовала сакрализации важнейших светских институтов и феноменов культуры.

Так или иначе, с началом Петровских реформ в России возникла ситуация социокультурного переворота. В русской культуре стал доминировать принцип неограниченной свободы, восторжествовало преодоление обветшавших норм и шаблонов, чуть ли не революционным образом стали трансформироваться культурные ценности, идеи и стиль произведений культуры, формы житейского поведения, за образец которых приняли европейские; стали внедряться новые обряды и традиции, пришедшие из Европы, в то время как старые, национальные, отвергались и осмеивались; изменилась культура быта – все это, разумеется, в рамках жизни довольно узкого круга европейски образованных людей. Присутствие содержательной и формальной «новизны» становилось обязательным требованием русского «Века Просвещения».

Все эти социокультурные метаморфозы вступали в резкие и болезненные противоречия с культурными канонами и социальными установками допетровской Руси. Быстрая и ничем не подготовленная «ломка» культурной парадигмы, осуществлявшаяся в русской истории впервые, привела к жестко антиномичному противостоянию двух во многом взаимоисключающих систем ценностей – древнерусской и общеевропейской (в российской интерпретации) и углублению социокультурных противоречий России.

Формы и содержание и влияние реформ Петра I, направленные на европеизацию русской культуры и быта:

Формы поведения и бытового общения, бывшие на Западе «естественными и родными», а значит, «неощутимыми», в России приобретали акцентированный демонстративный характер. Европеизация подчеркивала неевропейские черты быта, а не стирала их. Для того чтобы постоянно ощущать собственное поведение как иностранное, надо было как раз не быть иностранцем; усваивать формы европейского быта можно было, именно сохраняя при этом внешний ему, «посторонний» (т.е. русский) взгляд на них; дворянину приходилось не «становиться иностранцем», а «вести себя как иностранец». В то же время «усвоение иностранных обычаев» не только отменяло, но нередко даже усиливало антагонизм по отношению к иностранцам. Образ европейской жизни превращался в ритуализованную «игру в европейскую жизнь».

Были изданы специальные указы, предписывавшие ношение “кафтанов венгерских”, с определением их длины; мужчин обязывали носить верхнее платье саксонское и французское, а исподнее, так же как сапоги, башмаки и шапки, немецкие.

Одежда нового покроя быстро входила в обиход не только дворянства, но и купечества, тем более, что в Москве строго следили за исполнением указа.

Реформы Петра I перевернули не только государственную жизнь, но и домашний уклад, который также коснулась европеизация.

Становится значительной в дворянском быту и культуре роль женщины. И хотя женщина не могла пока по-прежнему выполнять чисто мужских ролей, связанных со службой и государственной деятельностью.

Но в петровский период женщина еще не привыкла много читать, еще не стремилась к разнообразию духовной жизни (конечно, это лишь в массе: в России уже были писательницы). Духовные потребности большинства женщин удовлетворялись еще так же, как в допетровской Руси: церковь, церковный календарь, посты, молитвы. Это было нормой, и это создавало нравственную традицию в семье.

Однако и семья в начале XVIII века очень быстро подверглась такой же поверхностной европеизации, как и одежда. Женщина стала считать нужным, модным иметь любовника, без этого она как бы «отставала» от времени. Кокетство, балы, танцы, пение – вот женские занятия. Семья, хозяйство, воспитание детей отходили на задний план.

Ассамблеи и народные развлечения.

Европеизация быта неизбежно должна была отразиться в европеизации досуга.

А потому реформаторская деятельность правительства первой четверти XVIII в. проявилась также в стремлении привить дворянству и купечеству культурные, европейские формы общения и удовольствий. Средством для этого были ассамблеи (с 1718г.)

Со времени петровских ассамблей остро встал вопрос и об организационных формах светской жизни. Формы отдыха, общения молодежи, календарного ритуала, бывшие в основном общими для народной, и для боярско-дворянской среды, должно уступить месть специфически дворянской структуре быта. Внутренняя организация бала делалась задачей исключительной важности, так как была призвана дать формы общению "кавалеров" и "дам", определить тип социального поведения внутри дворянской культуры. Это повлекло за собой ритуализацию бала, создание строгой последовательности частей, выделение устойчивых и обязательных элементов. Присутствие женщин на балах было нововведением, вызвавшим резкое недовольство старшего поколения.

Ассамблеи прививали русским людям высших кругов, в первую очередь дворянству, вкус к веселому и приятному времяпрепровождению в обществе. Но предварительно участников ассамблей надо было научиться манерам. С этой целью распространялась книга, называвшаяся “Юности честное зерцало или показание к житейскому обращению. Собрание из разных авторов. Напечатался повелением царского величества”. Книга внушала, что благовоспитанный молодой человек должен отличаться тремя добродетелями: приветливостью, смирением и учтивостью. Чтобы пользоваться успехом в обществе, он должен владеть иностранными языками, уметь танцевать, хорошо ездить верхом, фехтовать, быть начитанным. Далее перечислялись правила приличия.

Правительство устраивало также народные развлечения, которыми отмечались важные политические события. Петр прибегал к самым разнообразным средствам для популяризации своих преобразований, но "особенно серьезное значение придавал методам наглядного, зрелищного воздействия. Именно в этом следует видеть причину широкого насаждения им "потех" торжественных въездов, уличных маскарадов, пародийных обрядов, иллюминаций и т.п., не знакомые ранее российским жителям, а пришедшим из Европы.

Но в развитии новых, ориентированных на европейские, культурно-досуговых форм Петр опирался во многом на старинный народный обычай святочного и масленичного ряжения, которые использовал в целях политической агитации в грандиозных уличных маскарадах. Особенно выдающимися были, московский маскарад 1722 года по случаю Ништадского мира, петербургский маскарад по тому же поводу 1723 года.

Некоторые празднования приобрели регулярный характер и стали совершаться по установленным правилам. К их числу относится празднование нового года, введенное специальным указом 1699г, перенесенное на 1 января – день, когда Новый год справляли во всей Европе. Праздник новолетия приобретал гражданский характер.

Однако наиболее эффективным средством общественного воспитания Петр считал театр. При Петре продолжали развиваться два основных вида театра: школьный и светский. В эту пору начинают появляться также пьесы городского драматического театра.

Новинкой было издание первой в России газеты “Ведомости”, которые продавались всем желающим.

Развитие культуры и необходимость ее широкого распространения вызывали реформу печатного шрифта. Взамен прежнего “славянского” витиеватого шрифта был введен новый, более простой гражданский, утвержденный Петром, вошедший в повсеместное употребление с 1710г. Старым шрифтом продолжали печататься лишь богослужебные книги. Тогда же вместо прежнего буквенного обозначения цифр стали употреблять арабские цифры.

В 1718 году возникла мысль о создании, по примеру европейских, Российской Академии наук. Ее открытие состоялось после смерти Петра, в конце 1725г., но положение о ней обсуждалось в январе 1724г. в Сенате. Проект предусматривал создание академии и гимназии.

Петровские реформы берут начало в переходном времени для русской культуры, с этого периода берет начало формирование национального менталитета новой русской культуры, претерпевающий очень незначительные изменения в дальнейшем, на протяжении последующих трех веков российской истории. Развитие культуры России, получившее весьма ощутимый толчок в начале XVIII века, подготовило блестящий расцвет русской культуры XIX века, ставшей неотъемлемой составной частью мировой культуры.

Наше общество вновь вошло в эпоху преобразований, кроме того, актуальны ныне проблемы взаимовлияния культур, построение единой Европы, поэтому так важен для нас исторический опыт реформ и реформаторов в России, связанные с европеизацией русской культуры.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: