Менеджмент (по Ариарскому!)– совокупность методов, принципов, средства и форм управления коллективом, социальными, образов., просветительными, воспитат. и иными процессами с целью достижения экон-х, соц-х, воспит-х и иных целей.
Тульчинский: менеджмент (анг. управление)- система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов – организаций, призванных осуществлять некоторую социально значимую деятельность.
Три ипостаси менеджмента:
= наука об управлении;
= процесс управлений – процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необ. для достижения организационных целей;
= высшее руководство фирмы.
С точки зрения привлекаемых ресурсов менеджмент делится на: финансовый менеджмент; менеджмент в сфере управления материально-техническими ресурсами; менеджмент персонала; информационный менеджмент (управление в сфере высоких информационных технологий); менеджмент во временной сфере ( построение сетевых графиков исполнения работ, составление расписаний движений ресурсов, оптимизационные задачи распределения времени).
|
|
С точки зрения функций менеджмент делится на: = стратегический, = операционный, = инновационный, = антикризисный и др.
С точки зрения внутренней и внешней среды менеджмент делится на: международный (менеджмент во внешнеэкономической деятельности – ВЭД), внутрифирменный.
Менеджмент предполагает управление не только формальными, но и неформальными организациями, образующимися и действующими спонтанно на основе личных связей, контактов, приятельских, семейных и других видов отношений.
Функции менеджмента: = анализировать; = планировать; = организаторская функция; = координация; = прогноз.
Задачи менеджмента: = постановка целей, отвечающих интересам учреждения; = обеспечение рентабельности на основе имеющихся ресурсов; = организация работы персонала; = конкурентоспособность.
По ходу истории сформировались основные теории менеджмента:
· научное управление организацией (опирается на количеств. методы, все регламентировано)
· теория человеческих отношений (истоки решаемых проблем в людях, а не в цифрах)
· решетка менеджмента – включает 2 силовые линии (научную + человеческих отношений). современный менеджмент рассматривает процесс управления как серию непрерывных взаимосвязанных действий.
Особенности менеджмента в сфере культуры состоит в том, что, с одной стороны, это менеджмент, который осуществляется в учреждениях культуры, а с другой, это менеджмент СКД, осуществляемый в общении с участниками СКД.
В сфере культуры действуют специфические фирмы – некоммерческие (неприбыльные, нонпрофитные) организации. Они действуют как бы между государством и коммерческими фирмами. Некоммерческие организации ведут специфический бизнес (у них своя конкуренция, рынки, их сегментацию, сбыт, продвижение, включая рекламу, критерии эффективности). Но это накладывает небольшой отпечаток на менеджмент. А вот менеджмент в СКД имеет целый ряд отличий. Прежде всего, это менеджмент, происходящий исключительно в досуговое время. Субъектом досуга является специалист в СКД, а объектом – человек, вовлекаемый в СКД. Исходя из того, что одна из основных целей СКД – социализация, самореализация личности, цель менеджмента в СКД также социализация личности. Менеджмент в СКД исключает всякое насилие, а исходит лишь из потребностей личности, в т.ч. из сигналов ее на управление. Управление при этом должно учитывать состояние субъекта и проводиться с разной степенью активности. Выделяют в связи с этим 3 вида активности саморазвития: высокий, средний, слабый. Если высокий вид самодостаточен и не требует особого управления, средний требует создания условий для саморазвития и самовоспитания, то слабый требует обслуживания, им требуется управлять. Менеджмент должен планировать принимаемые решения, организовывать и выполнять принятые решения, корректировать деятельность, осуществлять контроль за управлением. Специфику менеджмента в сфере культуры связывают с производством особого «духовного продукта». Продукты связаны с феноменом создания (восприятия, понимания, мышления), не поддаются прямому счету, складированию. их производство совпадает с потреблением. Кроме того, культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность. Сфера культуры – некоммерческая деятельность. Деньги здесь появляются не на основе коммерции, а на основе привлечения средств
|
|
Деятельность неком. орг-ций представляет собой специфический бизнес. Они нуждаются в специфич. менеджменте. Особенности:
Цели. в коммерч. менеджменте основная цель – прибыль, в некоммерческой – реализация соц.идеи (программы), что требует повышенного качества услуг, убежденности потребителей, спонсоров, доноров в необходимости услуг неком. орг-ции.
Продукт - услуги, идеи и программы, имеющие социальное значение. Услуга связана с очень низким потребительским сегментом и деятельностью, не приносящей прибыли. Поэтому такие орг-ции нуждаются в льготах, дотациях, спонсировании.
Цены. Соц. услуги некоммер. орг-ций предоставляются или полностью бесплатны, или ниже рыночной стоимости. Основу цены составляют издержки на оказание услуги, покрываемые или за счет дотации иди от собственной комм. деят-ти.
Двоякость рынка. Расщепленность рынка потребителей и кто платит за услуги.
Реализация. Здесь важное значение имеет возможность доступа в места, недоступные коммеч. орг-ям
Продвижение здесь специфично, т.к. связано с реноме идеи и неком. орг-ции; большей зависимостью от гос. политики и давления, общественного мнения. здесь используются часто - public relations., сотрудничество со СМИ. Также реализация с помощью спец. акций, презентаций.
отсутствие четких показателей итогов работы, что затрудняет контроль и анализ эффективности дея-ти и ее результатов.
Особенностью менеджмента в КДУ является наличие необходимости стабильной и гибкой системы управления самого коллектива, которые попадают в систему управления, но не связаны должностными обязанностями. Кроме того, для осуществления творческих задач создаются временные инициативные группы, которые осуществляют подготовку и проведения конкретных мероприятий.
Менеджмент в сфере культуры может заключаться лишь в создании организационных и экономических условий саморазвития культурной жизни - в этом заключается подлинная специфика менеджмента в сфере культуры.
|
|
Менеджмент в СКС можно представить в виде 4-х основных механизмов:
- организационно- административный механизм: речь идет о системе распределения полномочий (прав и обязанностей), фиксируемой в организационных документах (уставах, положениях, должностных инструкциях). главное на этом этапе выяснить кто кому подчиняется, контролирует и по каким вопросам. все закреплено в организационных документах – уставах, положениях, договорах, должностных инструкциях. Вторичные документы – штатное расписания;
- экономический механизм: система ресурсного обеспечения (финансовых, мат-тех. ресурсов), хозяйственного содержания, хоз. расчета и эк.стимулирования. Управлять без экон. механизма невозможно
-работа с персоналом;
- информационный механизм: соотношение и взаимосвязь управленческих решений, планирования, контроля, учета и отчетности, документооборота и образует информационный механизм.
ПринципыСКД
Принципы СКД – наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы.
Духовная жизнь современного российского общества интегрирует в себе:
Ø принцип добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности;
Ø принцип развития инициативы и самодеятельности;
Ø принцип комплексности использования культуросозидающего потенциала природы и общества;
Ø принцип дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения;
Ø принцип преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир культуры;
Ø принцип взаимовлияния и взаимодополняющего воздействия реализации адаптивно-нормативной, образовательно-развивающей, преобразовательно-созидательной, эколого-охранительной, информационно-просветительной, интегративно-коммуникативной и рекреативно-игровой функции;
|
|
Ø принцип единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознания, чувства и поведение людей;
Ø принцип эстетизации общественной жизни.
В современных принципах СКД нашло отражение провозглашенное ООН и ЮНЕСКО Всемирное десятилетие (1988-1997) развития культур. В рамках Десятилетия осуществляется широкая программа по реализации политики в области культуры, обеспечении актив. участия населения в культурной деятельности.
Это отразилось в таких принципах, как:
· принцип приоритета общечелов. интересов над классовосословными в процессе освоения дух. и нравств. ценностей;
· принцип всеобщего массового культуротворчества, самоутверждения личности;
· принцип гуманного содержания и всего воспитательного потенциала, их всеобъмлемлющего подчинения интересам, потребностям человека;
· принцип диалектического единства и преемственности культурно – исторического, соц-пед и нац-этнич.опыта, традиций;
· принцип общественного госуд. соуправления СКД, обеспечение децентрализации и суверенности регионал. политики в СКсфере.
Принцип – это первооснова. Нет более или менее важных принципов. Все они в одинаковой мере предопределяют сущность, природу и специфику СКД. Принципы взаимосвязаны и взаимозависимы, проявляются в единстве и обогащая друг друга.