потребность – это объективная нужда организма в определенных условиях, обеспечивающих его жизнь и развитие, это определенное состояние психики человека, отражающее недостаток веществ энергии и других факторов, необходимых для непрерывного функционирования человека.
Существует свыше 300 классификаций потребностей.
Общая структура потребностей (в сжатом виде) включает в себя: материально-биологические (в пище, воде, сне, продолжении рода, защите от внешних воздействий), социальные (принадлежать к социальной группе, занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием, уважением, любовью со стороны других людей) и идеальные (потребность в познании, самовыражении, творчестве и т. п.).
В ряду этих потребностей ученые выделяют познавательную потребность.
Познават.потребн. часто объед. с инфо.потребностью и образует позн-инфо. потребность.
Исследователь Иванов понимает под ИПП – необходимость современного получения достоверной инфо. в соответствие с характером и усилиями выполняемой работы.
|
|
Исследователь Коган выделил следующий процесс по удовлетворению познават. Потребностей:
1. Поиск информации, кот.начин с осознания необходимой информации, потребность.
2. Обнаружение информации
3. Селекция или отбор необх.инфо
4.Осознание инфо.
5.Выработка алгоритма поведения.
6. Принятие решения.
7. Реализация решения в актах поведения
В соотв. с этим алгоритмом разрабатывается методика развития ИПП.
В теории и практике СКД сущ-ют различные методики по этому направлению.
Я хочу остановиться на одной из них…Методике психолога Щукиной.
Эта методика направлена на формирование и развитие ИПП и включает три уровня:
1.Уровень развития любопытства.
Цель – выявление ситуативного познавательного интереса;
2. Уровень любознательности.
3. Цель – закрепление познавательного интереса и вкл.ребенка в репродуктивную (повтор, копиров.)
познавательную деятельность.
4. Уровень собственно-познавательного интереса.
5. Цель – развитие познавательной активности и включение в продуктивную, т.е. самостоятельную познавательную деятельность.