Общая характеристика международных правовых актов

В настоящее время насчитывается несколько сотен источников международного права, принятых непосредственно по вопросам образования либо содержащих по этим вопросам отдельные нормы. Это документы, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) и ее специализированными учреждениями - Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Международной организацией труда (МОТ), региональными международными организациями - Советом Европы и Содружеством Независимых Государств, а также двусторонние соглашения Российской Федерации с другими государствами.

Кратко охарактеризуем наиболее значимые международные документы об образовании.

Согласно Ст. 26 Всеобщей декларации прав человека образование призвано решать четыре взаимосвязанные задачи: 1) способствовать полному развитию человеческой личности; 2) воспитывать у обучающихся глубокое уважение к правам человека и основным свободам; 3) содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами; 4) содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый 16 декабря 1966 г., придает основополагающее значение праву личности на образование, впервые уравнивает это право и другие экономические, социальные и культурные права с политическими и гражданскими. «Идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, - говорится в преамбуле Пакта, - может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами так же, как и своими гражданскими и политическими правами».

Пакт называет пять конкретных направлений, по которым каждое государство обязуется развивать образование в соответствии с задачами, поставленными Декларацией. Среди них особенно актуальными для нашей страны являются такие обязанности государств, как обеспечение бесплатности высшего образования, установление удовлетворительной системы стипендий и постоянное улучшение материальных условий преподавательского персонала.

в Конвенции о правах ребенка, вступившей в силу 1 сентября 1990 r. Конкретизируя и развивая принцип Всеобщей декларации прав человека, согласно которому дети имеют право на особую помощь и заботу, Конвенция возлагает на государство обязанность путем принятия соответствующих законодательных и административных мер обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.

Согласно Конвенции основными правами ребенка являются: неотъемлемое право на жизнь, право на имя и приобретение гражданства, на проживание с родителями, на свободное выражение своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, а также на особую защиту и помощь в случае лишения его семейного окружения. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья.

Две статьи Конвенции посвящены вопросам реализации права ребенка на образование, призванное прежде всего обеспечить в полном объеме развитие его талантов, умственных и физических способностей.

В основные документы ЮНЕСКО входят такие, как Рекомендация о борьбе с дискриминацией в области образования, Рекомендации о развитии образования взрослых, Всемирная конвенция об авторском праве, шесть региональных конвенций о признании учебных курсов, дипломов и других квалификационных документов в системе высшего образования, Всемирная декларация о высшем образовании для ХХI века и другие.

Все документы ЮНЕСКО основываются на принципах и нормах, закрепленных Уставом ООН, Всеобщей декларацией прав человека, иными документами ООН и содержат конкретные нормативные положения, регулирующие образовательные отношения в какой-либо отдельной, относительно самостоятельной сфере образования, а также закрепляют действенные механизмы, призванные обеспечить реализацию этих положений в конкретных отношениях.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, принятая ЮНЕСКО 14 декабря 1960 г., дает развернутое определение понятия «дискриминация» в области образования и предписывает ряд конкретных мер, которые должны реализовать государства - сторонники этой Конвенции для ликвидации любых проявлений дискриминации в образовании и для осуществления действительного равноправия участников образовательных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: