Конституционно – правовой статус республик в составе РФ

Республика в составе РФ - это демократическое правовое государство, созданное в рамках РФ. В составе РФ в качестве ее субъектов в настоящее время находится 21 республика (ст. 65 К РФ).

Согласно КРФ (ст. 66) статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется:

- республика является государством в составе Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении федеральных органов государственной власти;

- каждая республика принимает свою конституцию, которая закрепляет основы ее конституционного строя; права, свободы и обязанности человека и гражданина в республике; государственно-правовой статус республики; систему, принципы организации и деятельности, а также компетенцию законодательных, исполнительных и судебных органов республики и органов местного самоуправления. Конституции принимаются в порядке, определенном самой республикой, и не нуждаются в последующем их утверждении органами государственной власти РФ.

- государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе РФ;

- каждая республика имеет свою территорию. Пределы территории республики определяются государственной границей республики.

- республика имеет внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов РФ. Республика может иметь и внешнюю границу, отделяющую ее от иностранных государств. Внешняя граница республики является вместе с тем государственной границей РФ. Она определяется международными договорами и соглашениями РФ с иностранными государствами.

- республика обладает территориальным верховенством. Ее территория является пространственным пределом ее власти.

- территория республики не может быть изменена без ее согласия. Границы между республикой и другими субъектами РФ согласно КРФ (ст. 67) могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов.

- каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с РФ, с другими субъектами РФ, а также с зарубежными странами, акты о делегировании полномочий.

- республика в составе РФ пользуется правом законодательной инициативы в ФС РФ. Республика вправе участвовать в разработке федеральных нормативных правовых актов по предметам совместного ведения Федерации и республик.

- республики в составе РФ самостоятельно определяют систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в РФ и законодательством республики.

- В Москве при Президенте РФ имеются постоянные представительства республик в составе РФ, главной задачей которых является координация взаимодействия республиканских правительств с администрацией Президента РФ.

- наличие республиканской собственности. Она включает в себя землю, ее недра, леса, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства, находящиеся на их территории, а также памятники истории и культуры и иные ценности национального достояния. Эти объекты используются для обеспечения материальных и духовных потребностей народов республик.

- согласно КРФ (ст. 68) республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с русским языком - государственным языком РФ.

- республики в составе РФ обладают международной правосубъектностью. Они вправе выступать в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций. Однако международная правосубъектность республик ограничена. Она не может противоречить К и законам РФ, Федеративному договору. Международная деятельность республик координируется федеральными органами государственной власти совместно с республиками.

- право на государственную символику, включающую Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн, а также на столицу.

- республики в составе РФ не вправе в одностороннем порядке изменять свой статус.

- республики вправе самостоятельно решать вопрос о своем наименовании. Пользуясь этим правом, все республики за последние годы изменили свои наименования.

- Республика самостоятельно распоряжается своей государственной собственностью, землей, недрами, лесами и водами, ведает охраной окружающей среды. Она устанавливает республиканский бюджет, республиканские и местные налоги, республиканские фонды экономического, социального и культурного развития; осуществляет правовое регулирование политического, экономического и социально-культурного развития Республики.

- республика устанавливает и регулирует внешнеэкономические, а также научные и культурные связи с зарубежными странами, представительство в международных организациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: