Законодательный процесс в РФ

НПБ: К. РФ ст. 104-108; Регламент ГД от 22.01.1998 (раздел 3); Регламент СФ

Законодательный процесс – это деятельность уполномоченных органов и лиц по подготовке и принятию НПА.

Основные стадии законодательного процесса:

1. появление необходимости решить ряд правовых проблем: устранить пробел, изменить действующее законодательство либо отменить действующий НА вследствие развития общественных отношений.

2. законодательная инициатива – внесение законопроекта в совет ГД субъектом законодательной инициативы. Перечень субъектов закреплён в ч. 1ст. 104 К. в совет ГД необходимо представить: текст законопроекта, пояснительная записка, требуемые изменения в законодательства РФ в соответствующей сфере общественных отношений, социально-экономические последствия в случае принятие данного закона. В отдельных случаях требуется наличие заключения Правительства РФ (ст. 104 ч. 3). Подготовкой законопроекта к рассмотрению осуществляет профильный комитет ГД, а также Правовое управление Аппарата ГД. Данное управление осуществляет правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта

3. принятие закона ГД и его рассмотрение в трёх чтениях. В первом чтении проходит голосование за концепцию законопроекта. Во втором предполагается принятие закона по существу, а также внесение поправок, изменений и предложений по конкретным статьям. Третье чтение предполагает принятие закона в целом и запрет внесения изменений в нём.

4. принятый ГД НА в течение 5 дней передаётся в СФ для одобрения. К. РФ закрепляет 14-дневный срок, в течение которого СФ должен приступить к рассмотрению НА. В случае пропуска указанного срока НА считается одобренным СФ. Однако ст. 106 К. РФ содержит перечень вопросов, законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в СФ. ФЗ принимается простым большинством, а ФКЗ – не менее 3/4 голосов.

5. в течение 5 дней НА направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (промульгация)

Дополнительные стадии законодательного процесса

1. отлагательное вето СФ. В этом случае закон возвращается в совет ГД и в профильный комитет и принимается одно из следующих решений: снять закон с дальнейшего рассмотрения; поддержать изменения, внесённые СФ, и создать согласительную комиссию для их рассмотрения; поддержать закон в его первоначальной редакции путём повторного голосования. Согласно ч. 5 ст. 105 К. вето СФ считается преодолённым, если 2/3 от общего числа депутатов поддержали первоначальную редакцию закона. Согласно регламенту ГД в этом случае Председатель ГД направляет принятый закон для подписания Президенту РФ, о чём уведомляется Председатель СФ

2. отлагательное вето Президента РФ ч. 3 ст. 107 К. предполагает возвращение закона в профильный комитет ГД, который в течение 10 дней готовит заключение на мотивированный отказ Президента. Для преодоления вето требуется поддержание первоначальной редакции закона квалифицированным большинством в 2/3 голосов каждой из палат. В этом случае на Президента РФ возложена обязанность в течение 7 дней подписать и обнародовать закон. Вето Президента не распространяется на ФКЗ.

Законодательный процесс в субъектах РФ на примере КО

НПБ: 1. Устав от 27 марта 1996 глава 6 «Законодательство»

1. законодательная инициатива: депутаты ЗС КО, губернатор, Правительство, контрольно-счётная палата области, представительные органы муниципальных образований, областной и арбитражный суд по вопросам их ведения, прокурор области по вопросам его полномочий, избирательная комиссия области по вопросам избирательного права и процесса

2. Внесение законопроекта в ЗС. Законы области рассматриваются не менее, чем в двух чтениях и принимаются большинством голосов от общего числа депутатов

3. направление законов губернатору области в течение 10 дней

4. отлагательное вето губернатора. Вето может быть преодолено 2/3 депутатов за первоначальную редакцию закона.

2 официальных издания: Вятский край, бюллетень ЗС КО

Постановление ЗС «О регламенте ЗС области»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: