Конституционно – правовой статус парламентария в РФ

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПАРЛАМЕНТАРИЯ — совокупность закрепленных конституцией, федеральными законами и регламентными нормами его прав и обязанностей (государственно-властных полномочий), обеспеченных соответствующими гарантиями. К.-п.с. депутата парламента (в РФ — депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации) характеризуют три элемента: 1) природа депутатского мандата; 2) права и обязанности депутата; 3) гарантии депутатской деятельности.

Порядок формирования парламентского корпуса определяется действующим законодательством. Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Депутат Государственной Думы не может одновременно являться членом Совета Федерации, депутатом иных органов государственной власти и местного самоуправления. Двухпалатное строение российского парламента — Федерального Собрания определяет особенности формирования и статуса члена Совета Федерации. Эти особенности, кроме названных законов, отображены в Федеральном законе от 5 августа 2000 г. "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". К.-п.с.п. определяется Конституцией РФ, федеральными законами "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 5 июля 1999 г. с изм. и доп.), от 24 июня 1999 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и др.

Парламентарий не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, избранные депутатами Государственной Думы, приостанавливают свою службу в ранее занимаемых должностях на период осуществления депутатских полномочий. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания депутатом и прекращается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва.

Федеральный закон от 3 августа 2000 г. "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" устанавливает, что течение срока полномочий избранного (назначенного) члена Совета Федерации начинается со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращается со дня вступления в силу решения об избрании (назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответственно законодательным (представительным) органом власти или высшим должностным лицом субъекта РФ.

53. Компетенция СФ и ГД ФС РФ.

Полномочия СФ

Определены К. (ст. 93, 102, 105, 106, 108)

I. Законодательные полномочия: Право законодательной инициативы (принадлежит всей палате или отдельному члену СФ ч. 1 ст. 104); Одобрение законов, принятых ГД и вынесение по ним решениия; Право отлагательного вето ст. 105

II. По отношению к Президенту РФ: Назначение выборов Президента РФ п. д ч. 1 ст. 102; Принятие окончательного решения об отрешении Президента от должности п. «Е» ч. 1 ст. 102; Одобрение указа Президента о введении режима военного или чрезвычайного положения п. б, в ч. 1 ст. 102

III. Иные полномочия СФ: Утверждение изменения границ между Sb РФ п. «а» ч. 1 ст. 102; Решение вопроса об использовании вооружённых сил РФ за рубежом п. «г» ч. 1 ст. 102$ Кадровые полномочия связаны с назначением на должность судей высших федеральных судов, генерального прокурора РФ, заместителя председателя счётной палаты и половины состава её аудиторов (6) п. «ж», «з», «и» ч. 1 ст. 102

Полномочия ГД

I. Законодательные: Право законодательной инициативы, включая право вносить предложения о поправках и пересмотре К. ч. 1 ст. 104, ст. 134; Подготовка законопроектов к принятию, а также принятие законов в трёх чтениях ст. 105 К.; Право преодолеть вето СФ и вето Президента РФ ч. 5 ст. 105, ч. 3 ст. 107

II. Кадровые полномочия: Согласование с Президентом РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ п. «а» ч. 1 ст. 103 К.; Назначение на должность Председателя ЦБ РФ п. «г» ч. 1 ст. 103, Председателя счётной палаты и половины состава её аудиторов (6) п. «д» ч. 1 ст. 103, Уполномоченного по правам человека п. «е» ч. 1 ст. 103, 5 членов ЦИК РФ

III. Иные полномочия:Выдвижение обвинения против Президента РФ п. «з» ч. 1 ст. 103; Решает вопрос о доверии Правительству РФ п. «б» ч. 1 ст. 103; Объявление амнистии п. «ж» ч. 1 ст. 103


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: