Женщин, щекой, шейка, щетка, кресло, когтистый, щиток, пенится, спиной, мешок, горький, кислота, конечный, окно, повесть, причёска, выпекать, сеятель, чёткий, причёсанный.
Вправа 10. Перекладіть текст:
Проблема сознания и самосознания волновала умы ученых на протяжении многих веков. Большинство современных исследователей этого вопроса считают, что самосознание – это, прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе.
К вопросу о профессиональном самосознании ученые подходят с разных позиций. Так, Б.Г. Ананьев, рассматривая человека как субъекта деятельности, указывает, что профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания личности. Б.Д. Парыгин считает, что профессиональное самосознание – это осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессиональной группе. В.Д. Брагина делает основной акцент в профессиональном самосознании на познании и самооценке профессиональных качеств и отношении к ним. П.А. Шавир трактует это понятие, как избирательную деятельность самосознания личности, подчиненную задаче профессионального самоопределения; осознание себя, как субъекта своей профессиональной деятельности. З. Иванова и К. Косев понимают профессиональное самосознание, как познание и самооценку профессиональных качеств и отношение к ним. М.И. Кряхтунов рассматривает как процесс анализа человеком самого себя в рамках профессиональной деятельности. М.С. Гуткина рассматривает как деятельность личности по осознанию своего собственного соответствия избранной профессии. С.В. Кошелева пришла к выводу, что профессиональное самосознание - это осознание и целостная оценка специалистом себя, процесса и результата своей профессиональной деятельности. Т.Н. Фам определяет профессиональное самосознание как средство саморегуляции личности, выражающееся в осознании собственных психических особенностей, анализе себя как субъекта деятельности, осознании и оценке системы отношений.
|
|
Многообразие точек зрения относительно сущности самого феномена профессионального самосознания повлекло за собой разноплановость представлений о его структурных компонентах. Одно из первых исследований структуры профессионального самосознания принадлежит Е.А. Климову. По его мнению, профессиональное самосознание включает: сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности; знания, мнения о степени своего соответствия профессиональному эталону, о своем месте в системе профессиональных “ролей”, общественных положений; знания человека о степени его признания в профессиональной группе; знания о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач; представления о себе и своей работе в будущем. Рассматривая профессиональное самосознание как компонент целостного самосознания личности Е. Б. Савина (1991), М. С. Гуткин (1996), В. В. Лунина (2000) пришли к выводу, что в структуру первого входят следующие основные компоненты: познавательный; эмоционально-оценочный; поведенческий, выражающиеся в формах самопознания, самооценки, саморегуляции поведения. Ученые А.А. Деркач и О.В. Москаленко в своих работах выделяют функциональные и структурные компоненты профессионального самосознания: когнитивный, реализующийся в самопознании; эмоциональный, реализующийся в самопонимании; мотивационный, реализующийся в самоактуализации; операциональный, реализующийся в саморегуляции.
|
|
Становление личности и ее профессионального самосознания - это процесс творческий. Мы можем предположить, что развитие творческого мышления будет эффективно способствовать развитию профессионального самосознания личности будущих психологов.
5.Зміст теми:
І.Ненаголошені Е,И
1.У складах із ненаголошеними Е,И пишеться та сама літера, що й під наголосом: великий, величезний, бо велич; держу, бо одержати; клекотіти бо клекіт; несу, бо принесений; шепотіти, бо шепіт.
У словах з постійним наголосом невиразний звук рекомендується перевіряти за словниками: левада, леміш, кишеня, минулий,
2. Е завжди пишеться:
— у групах -ере-, -еле-: берег, дерево, зелень, серед, пелена, шелест;
— у суфіксах –еня-, -ен-, -енк-, -ер(о), -есеньк-, -ечк-, -тель: козеня, доручений. Рученька, восьмеро, тонесенький, кружечка, вихователь;
— коли Е при зміні слова випадає: березень— березня, вітер — вітру, мітел — мітла, справедливий — правда, хлопець — хлопця.
3. И пишеться у ряді слів у групах –ри-, -ли- між приголосними у відкритих складах: бриніти, дрижати, тривати, тримати, стриміти, кривавий, криниця, тривога, глитати, кришити (крихта), блищати (блискавка), тримати (стримувати), гриміти;
4. Відповідно до вимови в ряді слів не під наголосом пишеться –рі- –лі-: дрімати, дрімливий, дрімота, тріщати, перебріхувати, злітати, зберігати, нарікати, викорінювати.