Задание 3. Трансформация досуга молодежи в 50-90-е годы

1946-1970 гг. – возросли затраты людей на осуществление культурно-досуговой деятельности. По сравнению с предшествующими десятилетиями больше времени стало уделяться чтению газет, журналов, художественной литературы, прослушиванию радио, просмотру телепередач, посещению кино, театров, концертных и выставочных залов.

Расширилась сеть культурно-досуговых учреждений.

После войны проводилась усиленная работа по восстановлению разрушенных в ходе войны учреждений культуры, а при наличии финансов – строительство новых объектов. Активно принимала участие в этом и молодежь.

Открывались читальни, клубы, красные уголки.

В 1965 году было положено начало преобразованию сельских клубов.

В 60-е годы была выдвинута задача создания в пределах сельского районного центра комплекса учреждений культуры. Это предполагало иметь в районых центрах Дом культуры, широкоэкранный кинотеатр, детскую музыкальную школу, музей, районную библиотеку, народную филармонию, парк культуры и отдыха, художественно-оформительскую мастерскую, автоклубы.

Началась массовая подготовка кадров в сфере досуга (Институты культуры, факультеты общественных профессий, осуществляющие подготовку руководителей художественной самодеятельности).

Стали создаваться:

o самодеятельные театры,

o симфонические оркестры, хоры,

o оперные, вокальные, балетные студии,

o областные народные филармонии и т.д.

Стали развиваться «любительские клубы» или «клубы по интересам». Возникли клубы любителей музыки, поэзии, литературы, клубы кинолюбителей, радиолюбителей, фотолюбителей, любителей науки, техники, природы, спорта, туризма и т.д.

Создавались молодежные клубы. Популярные: «Клубы любознательных», «Клубы интересных встреч», «Клубы занимательных встреч».

Развитие на рубеже 50-60- х годов авторской песни, которая дает толчок возникновению в 1970 г. первых клубов самодеятельной песни.

Стимулом для развития самодеятельного художественного творчества служили проводимые в стране государственными органами совместно с общественными организациями смотры, конкурсы, фестивали.

При домоуправлениях действовали красные уголки, в которых можно было услышать лекцию, посмотреть концерт художественной самодеятельности.

В период 1945-1970 гг. значительно расширили свою деятельность по организации досуга населения и другие массовые учреждения культуры: библиотеки, музеи, парки культуры и отдыха, кинотеатры.

Проведение тематических вечеров, устных журналов становилось все более частым явлением в практике работников этих учреждений. При них стали возникать любительские объединения.

В 70 - 80-е гг. в отличие от предыдущего периода в структуре досуга изменилось соотношение общественно-организованных форм и индивидуальных: прослеживалась тенденция к возрастанию последних.

С наибольшей полнотой проявились процессы "одомашнивания" досуга, замедления темпов роста посещаемости учреждений культуры, а по некоторым учреждениям ее резкое снижение.

Это коснулось, в частности кинотеатров, концертных учреждений, музеев, клубов. Но параллельно с этим явлением широкое развитие получила неорганизованная самодеятельность, особенно в молодежной среде.

Формы ее проявления были различны: подростково-молодежные компании с ориентацией на "уличное" общение, "молодежные вечеринки", "подпольные" рок-группы (российский андеграунд). Начали набирать силу неформальные молодежные объединения: хип-система, панки, рокеры всех оттенков, брейкеры, объединения фанатов (фанов) спортивных клубов и др.

В 70 - 80-е гг. продолжал интенсивно развиваться туризм.

С середины 70-х г. начало развиваться самодеятельное фольклорное движение, представленное фольклорными ансамблями, любительскими фольклорными объединениями.

В рассматриваемые годы продолжала развиваться сеть культурно-досуговых учреждений. Происходило формирование комплексной системы объектов культуры в районных (сельскохозяйственных) центрах: наряду с районными Домами культуры создавались детские музыкальные школы и школы искусств, народные театры, народные музеи, парки культуры и отдыха, художественно-оформительские мастерские т.д.

Расширялась сеть передвижных культурно-досуговых учреждений для обслуживания мелких населенных пунктов: автоклубов, плавучих культбаз, кинопередвижек, автобиблиотек, агиткультбригад.

В целях улучшения условий культурной деятельности сельских жителей, проживающих в малочисленных, удаленных от центральных усадеб, населенных пунктах с начала70-х гг. начали создаваться централизованные клубные системы (ЦКС).

Происходила централизация библиотек.

Однако, централизация библиотек, например, привела к неравномерному распределению книжного фонда, сосредоточению большей и лучшей его части в центральных библиотеках, к возникновению трудностей в доступе к ней жителей периферийных территорий, к единообразию форм и методов в их работе, жесткой управленческой иерархии.

Несмотря на увеличившиеся масштабы, социально-культурной инфраструктуры к концу 80-х гг. в стране сохранялась значительная региональная дифференциация в обеспеченности населения учреждениями культуры.

Сельские поселения по насыщенности учреждениями культуры значительно отставали от города.

Практически были лишены базы культуры микрорайоны больших городов. Тяжелое положение создавалось в районах нового освоения. В невыгодном положении оказались небольшие города.

Остро стояла проблема закрепляемости кадров. Текучесть кадров отличала клубные, библиотечные, музейные учреждения. Особенно плохо закреплялись специалисты на селе.

Основными причинами такого положения было отсутствие работы, соответствующей квалификации специалистов, плохие жилищные и бытовые условия, низкая оплата труда.

События 90-х гг. - изменение политического строя в России, переход к рыночным отношениям - оказали заметное влияние на сферу досуга.

Наиболее ощутимыми они стали для системы учреждений культуры. В соответствии с новым законодательством учреждения культуры получили большую самостоятельность в организации своей деятельности: были сняты идеологические запреты, устранены ограничения в выборе направлений работы, в формировании штата работников.

Появились новые типы досуговых учреждений: Дома ремесел, Народные дома, Национальные культурные центры.

Начался отход от жестких централизованных методов руководства культурно-досуговыми учреждениями.

В аппарате государственного управления больший акцент делался на функциях координации, информации, методического обеспечения работы учреждений культуры.

Значительно расширились права в создании сети учреждений культуры и организации их работы местных органов управления.

С начала 90-х гг. началась разработка и целевое финансирование федеральных программ, предусматривающих сохранение и развитие культуры, организацию досуга населения. В областях, краях, автономных республиках разрабатывались региональные культурные программы.

Создавались частные посреднические фирмы, взявшие на себя функции обеспечения контакта самодеятельного и профессионального искусства со зрителями и слушателями, организации отдыха населения в области кинопроката, театрально-концертной деятельности, туризма.

С 90-х гг. все более стала обозначаться дифференциация между отдельными группами населения в способах проведения досуга.

Существенное значение приобретал уровень доходов человека. Наиболее обеспеченный слой российского общества располагал большими возможностями в приобретении технических средств культуры, книжной и газетной продукции, в выборе форм досуговых занятий, отдыха и развлечений.

90 годы. Резкий спад промышленного и сельскохозяйственного производства, сокращение поступлений в государственный бюджет обусловили снижение государственных ассигнований на нужды культуры.

Источник:

https://studopedia.ru/7_135601_kulturno-dosugovaya-deyatelnost-v----godah.html


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: