Регулирование безопасности генно-инженерной деятельности

В последнее время вопросы биобезопасности в системе меджународных отношений наиболее актуальны. В большинстве развитых стран мира приняты и успешно функционируют специальные законы. В 2000 г. странами — сторонами Конвенции о биологическом разнообразии был принят Картахенский протокол по биобезопасности. Основной целью протокола является «содействие обеспечению надлежащего уровня защиты в области безопасности передачи, обращения и использования живых измененных организмов, являющихсярезультатом современной биотехнологии, способных оказывать неблагоприятное воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, с учетом рисков для здоровья человека и с уделением особого внимания трансграничному перемещению». Республика Беларусь присоединилась к Каратхенскому протоколу 6 мая 2002 г.

Основное положение Протокола состоит в требовании использовать процедуру заблаговременного обоснованного согласия до первого трансграничного перемещения ГМО, предназначеных для преднамеренного высвобождения в окружающую среду страны импорта. Это означает, что любое юридическое или физическое лицо, имеющее намерение ввезти в страну генетически модифицированный организм (например, семена сельскохозяйственных культур, предназначенные для посева), должно заблаговременно информировать об этом компетентные органы страны импорта, предоставив соответствующую информацию о ГМО, месте и времени его высвобождения. Ввоз ГМО осуществляется только в случае получения экспортером разрешения страны импорта, которое выдается после тщательного анализа рисков возможных неблагоприятных последствий высвобождения ГМО для здоровья человека и окружающей среды.

Поскольку имеется возможность для непреднамеренного трансграничного перемещения ГМО, Стороны Протокола берут на себя обязательство принятия мер по регулированию рисков возможных неблагоприятных последствий высвобождения ГМО в окружающую среду. В число таких мер входит прежде всего выдвижение требования относительно проведения оценок рисков до первого высвобождения в окружающую среду ГМО, созданных в стране. Помимо этого в Протоколе подробно описаны действия Сторон в случае непреднамеренного высвобождения ГМО, которые могут оказать значительные неблагоприятные воздействия на здоровье человека и окружающую среду как в самой стране, так и в соседних странах при перемещении в них таких ГМО.

Каждая Сторона принимает необходимые правовые, административные и другие меры для выполнения своих обязательств, предусмотренных в рамках Протокола. Речь идет, в частности, о разработке и принятии соответствующего законодательства, регулирующего безопасность в генно-инженерной деятельности, создании административных структур (или наделении соответствующими полномочиями уже существующие), ответственных за реализацию этого законодательства. Таким образом, присоединение к Картахенскому протоколу какой-либо страны не только обеспечивает возможность урегулирования вопросов, связанных с экспортом и импортом ГМО, но и создает предпосылки для создания национальной системы биобезопасности, которая является важнейшим атрибутом эффективного и безопасного использования достижений современных биотехнологий, развития генетической инженерии как одного из наиболее перспективных научных направлений.

Во всём мире признано правило запрета на применение генетически модифицированных продуктов и продовольственного сырья в производстве питания для детей.

Когда в 1996г. США впервые экспортировали в Европу генетически модифицированные соевые бобы, Европейский союз ввел обязательное этикетирование пищевых продуктов, содержащих ГМО. В апреле 2004г. было введено новое законодательство с расширенными требованиями к этикетированию. Правительства в некоторых других странах мира последовали примеру Европейского союза и также разработали положение о маркировке для генетически модифицированных продуктов.

 

 

 

Обязательная маркировка Добровольная маркировка
Страны Порог допустимого содержания ГМ-материала, % Страны Порог допустимого содержания ГМ-материала, %
Китай   Канада  
Австралия и Новая Зеландия   Аргентина Не установлен
Европейский союз 0,9 США Не установлен
Бразилия   Республика Беларусь Не установлен
Тайвань 5 (от ГМ соевых или зерновых продуктов)  
Япония 5 (по трем внося­щим наибольший вклад ингредиен­там)
Российская Федерация 0,9 (с 01.09.2007 г.)

 

С 1 сентября 2007 г. в Российской Федерации введена обязательная маркировка пищевых продуктов, содержащих более 0,9 % компонентов, полученных с применением ГМО.

На этикетках для пищевых продуктов из генетически модифицированных источников (маркировка) указываются.

информация о государственной регистрации;

наименование ингредиентов, входящих в состав пищевого продукта, микробные культуры, закваски и вещества, используемые для обогащения пищевых продуктов;

рекомендации по использованию, применению, при необходимости — противопоказания к их использованию;

для пищевых продуктов, содержащих более 0,9 % компонентов, полученных с применением ГМО, в том числе не содержащих ДНК и белок, обязательна информация — «генетически модифицированная продукция», или «продукция, полученная из генно-инженерно-модифицированных организмов», или «продукция содержит компоненты генно-инженерно-модифицированных организмов».

В Республике Беларусь не установлены минимально допустимые уровни содержания ГМО, даже если в продукте содержится небольшое количество ДНК, содержащей трансген, необходимо наносить маркировку согласно ТКП 131-2008 «Пищевые продукты. Правила маркировки знаком «Не содержит ГМО». Основные положения».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: