В последнее время вопросы биобезопасности в системе меджународных отношений наиболее актуальны. В большинстве развитых стран мира приняты и успешно функционируют специальные законы. В 2000 г. странами — сторонами Конвенции о биологическом разнообразии был принят Картахенский протокол по биобезопасности. Основной целью протокола является «содействие обеспечению надлежащего уровня защиты в области безопасности передачи, обращения и использования живых измененных организмов, являющихсярезультатом современной биотехнологии, способных оказывать неблагоприятное воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, с учетом рисков для здоровья человека и с уделением особого внимания трансграничному перемещению». Республика Беларусь присоединилась к Каратхенскому протоколу 6 мая 2002 г.
Основное положение Протокола состоит в требовании использовать процедуру заблаговременного обоснованного согласия до первого трансграничного перемещения ГМО, предназначеных для преднамеренного высвобождения в окружающую среду страны импорта. Это означает, что любое юридическое или физическое лицо, имеющее намерение ввезти в страну генетически модифицированный организм (например, семена сельскохозяйственных культур, предназначенные для посева), должно заблаговременно информировать об этом компетентные органы страны импорта, предоставив соответствующую информацию о ГМО, месте и времени его высвобождения. Ввоз ГМО осуществляется только в случае получения экспортером разрешения страны импорта, которое выдается после тщательного анализа рисков возможных неблагоприятных последствий высвобождения ГМО для здоровья человека и окружающей среды.
Поскольку имеется возможность для непреднамеренного трансграничного перемещения ГМО, Стороны Протокола берут на себя обязательство принятия мер по регулированию рисков возможных неблагоприятных последствий высвобождения ГМО в окружающую среду. В число таких мер входит прежде всего выдвижение требования относительно проведения оценок рисков до первого высвобождения в окружающую среду ГМО, созданных в стране. Помимо этого в Протоколе подробно описаны действия Сторон в случае непреднамеренного высвобождения ГМО, которые могут оказать значительные неблагоприятные воздействия на здоровье человека и окружающую среду как в самой стране, так и в соседних странах при перемещении в них таких ГМО.
Каждая Сторона принимает необходимые правовые, административные и другие меры для выполнения своих обязательств, предусмотренных в рамках Протокола. Речь идет, в частности, о разработке и принятии соответствующего законодательства, регулирующего безопасность в генно-инженерной деятельности, создании административных структур (или наделении соответствующими полномочиями уже существующие), ответственных за реализацию этого законодательства. Таким образом, присоединение к Картахенскому протоколу какой-либо страны не только обеспечивает возможность урегулирования вопросов, связанных с экспортом и импортом ГМО, но и создает предпосылки для создания национальной системы биобезопасности, которая является важнейшим атрибутом эффективного и безопасного использования достижений современных биотехнологий, развития генетической инженерии как одного из наиболее перспективных научных направлений.
Во всём мире признано правило запрета на применение генетически модифицированных продуктов и продовольственного сырья в производстве питания для детей.
Когда в 1996г. США впервые экспортировали в Европу генетически модифицированные соевые бобы, Европейский союз ввел обязательное этикетирование пищевых продуктов, содержащих ГМО. В апреле 2004г. было введено новое законодательство с расширенными требованиями к этикетированию. Правительства в некоторых других странах мира последовали примеру Европейского союза и также разработали положение о маркировке для генетически модифицированных продуктов.
Обязательная маркировка | Добровольная маркировка | ||
Страны | Порог допустимого содержания ГМ-материала, % | Страны | Порог допустимого содержания ГМ-материала, % |
Китай | Канада | ||
Австралия и Новая Зеландия | Аргентина | Не установлен | |
Европейский союз | 0,9 | США | Не установлен |
Бразилия | Республика Беларусь | Не установлен | |
Тайвань | 5 (от ГМ соевых или зерновых продуктов) | ||
Япония | 5 (по трем вносящим наибольший вклад ингредиентам) | ||
Российская Федерация | 0,9 (с 01.09.2007 г.) |
С 1 сентября 2007 г. в Российской Федерации введена обязательная маркировка пищевых продуктов, содержащих более 0,9 % компонентов, полученных с применением ГМО.
На этикетках для пищевых продуктов из генетически модифицированных источников (маркировка) указываются.
информация о государственной регистрации;
наименование ингредиентов, входящих в состав пищевого продукта, микробные культуры, закваски и вещества, используемые для обогащения пищевых продуктов;
рекомендации по использованию, применению, при необходимости — противопоказания к их использованию;
для пищевых продуктов, содержащих более 0,9 % компонентов, полученных с применением ГМО, в том числе не содержащих ДНК и белок, обязательна информация — «генетически модифицированная продукция», или «продукция, полученная из генно-инженерно-модифицированных организмов», или «продукция содержит компоненты генно-инженерно-модифицированных организмов».
В Республике Беларусь не установлены минимально допустимые уровни содержания ГМО, даже если в продукте содержится небольшое количество ДНК, содержащей трансген, необходимо наносить маркировку согласно ТКП 131-2008 «Пищевые продукты. Правила маркировки знаком «Не содержит ГМО». Основные положения».