Иван Михайлович Сеченов (1829 -1905

"Рефлексы головного мозга" (1863),

"Кому и как разрабатывать психологию" (1873),

"Психологические этюды" (1873),

"Элементы мысли" (1878), статьи 90-х.

излагает рефлекторную теорию психического и обосновывает взгляды на предмет, метод и задачи психологической науки, принципиально отличающиеся от всех ранее предложенных.

Основная задача: вывести психологию из тупика изучения внутреннего сознания и обратить ее к рассмотрению внешней детерминации психических процессов.

H: психические процессы протекают по схеме, аналогичной физиологическим процессам, т.е. по схеме рефлекса:

• способность воспринимать внешние влияния в форме представлений (зрительных, слуховых и т.п.) складывается в опыте по типу рефлексов;

• способность анализировать эти конкретные впечатления, память, да и все психические акты развиваются путем рефлекса.

• Рефлекторная теория психического:

 

1) Открытие Сеченовым т.н. тормозных нервных центров в таламической области головного мозга, воздействие на которые вызывало задержку двигательной активности человека.

Т.о. была обоснована идея естественнонаучного объяснения протекания волевых процессов, поскольку признак волевого поведения - умение противостоять раздражителям, сдерживать нежелательные импульсы

II) Сеченов дал новую трактовку понятию «рефлекс».

Для Сеченова рефлекс - это сложнейший целостный акт, связывающий организм со средой и выступающий механизмом регуляции психической деятельности.

За основу своей программы Сеченов принял постулат о «родственности» психического и физиологического по механизму совершения.

Любой психический акт имеет начальное, центральное и конечное звенья: «Мысль о психическом акте как процессе, движении, имеющем определенное начало, течение и конец, должна быть удержана как основная».

 

 

Структура психического процесса:

1. Психический процесс всегда имеет причину во внешнем мире: он вызывается внешними воздействиями среды на организм и приводит к возникновению ощущений и представлений.

2. Психический процесс продолжается центральной деятельностью: выполняя ориентировочную функцию в конкретной ситуации, ощущения и представления активизируют определенные зоны мозга.

3. Эти зоны головного мозга, отвечающие за двигательную деятельность человека, приводят к определенному реагированию на эту ситуацию в виде какой-то двигательной реакции, поведенческого акта.

«Первоначальная причина всякого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении…»

Триединый психический акт, по мнению Сеченова, принципиально неразделим. Это значит, что предметом психологического исследования должен быть процесс, развертывающийся не в сознании, а в объективной системе отношений, т.е. процесс поведения, начальную фазу которого составляют внешние влияния.

III) Психические осознаваемые процессы соотносились с центральным звеном рефлекса, именно оно обеспечивает интеграцию «психических деятельностей».

Психическое в его органической связи с начальным и конечным звеном рефлекса не может быть обособлено ни от внешнего мира, ни от физиологических процессов. При этом психическое не может быть сведено ни ко внешним причинам, ни к самим физиологическим процессам.

IV) Психическое, имея рефлекторную природу, неразрывно связано с мышечными движениями.

Движения (в форме двигательных или речевых реакций) сопровождают любой психический акт и являются его завершающим звеном. Мышечная чувствительность сигнализирует о конечных результатах ответных двигательных реакций, свидетельствует об актуальном состоянии двигательных актов и позволяет производить их корректировку. Таким образом, мышечное чувство выступает общим регулятором всей психической деятельности.

Предметом изучения психологии должно было стать происхождение психических деятельностей - ощущений разной модальности, различных форм восприятия и видов мышления, воли.

Адекватным принципом изучения психики признавался генетический подход, суть которого состояла в том, что психика взрослого человека должна изучаться с истории возникновения детской мысли, равно как законы мышления следует искать в истории возникновения, развития и синтеза ощущений и восприятий.

Основным методом изучения психического должен стать физиологический, объективный метод, поскольку в основе психических процессов лежит физиологический по своему характеру механизм рефлекса.

 

 

в) Программа психологии как науки о внешних (культурных) проявлениях человеческого духа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: