Константин Дмитриевич Кавелин (1818 – 1885)

"Очерк юридического быта Древней России" (1847)

План этнографических и этнопсихологических исследований, в которых закладывалось базовое предположение о том, что правовое сознание человека обусловлено особенностями исторических и социальных условий его жизни.

• Методом изучения национальной психологии может являться анализ продуктов народного творчества;

• А методом изучения психики отдельного субъекта – анализ продуктов индивидуального творчества

• "Задачи психологии" (1872);

• "Задачи этики" (1885).

• Попытка приспособить психологию для оправдания христианской этики.

• Психология должна стать наукой, которая объясняет нравственный, духовный мир человека безотносительно к его материальному субстрату.

• Открытия И.М.Сеченова «при всей своей важности для науки, не дают никакого права отвергать произвольные движения, другими словами, отвергать самодеятельность души как источника действий.». <…> Если признать рефлекторную природу психического, то «нет никакого основания, да и никакой надобности, предполагать особый психический мир и душу, как самостоятельный центр и источник психической жизни... Мысль о душе и производимых ею каких-то особых явлениях, различных от явлений реального мира, оказывается гипотезой совершенно излишней и ненужной».

• К.Д. Кавелин «Психология»,1899. Собрание сочинений, т. 3

Человеческое существо состоит из двух организмов:

• тело;

• «организм души».

• «…душа имеет, независимо от действия и влияний на нее материального мира, свою особую жизнь и деятельность... жизнь ее, хотя обращена одною своею стороною к материальному миру, однако не исчерпывается пассивным принятием ею влияний», …<она содержит в себе> «еще нечто такое, что отличает ее от этих влияний и заставляет отличать психическое от материального».

К.Д. Кавелин «Психология»,1899. Собрание сочинений, т. 3.

 

г) Программа психологии как учения об интенциональных актах сознания

Франц Брентано (1838 – 1917)

"Психология с эмпирической точки зрения" (1874)

Учение об интенциональности психических феноменов

Психика всегда интенциональна, т.е. всегда представляет собой отношение к чему-либо, направлена на что-то, но сам ее предмет не всегда существует реально.

Каждый психический феномен характеризуется имманентной объектностью, другими словами, мы можем сказать, что это такие явления, которые интенционально содержат в самих себе объект.

Включенность объекта в психический процесс выражается в нескольких моментах:

• представление объекта в форме образа (идеация);

• суждение об объекте как истинном или ложном;

• эмоциональная оценка объекта как желаемого или отвергаемого.

Предмет изучения психологии - это не сами по себе ощущения или представления, а те акты, «действия», которые производит субъект, когда он превращает нечто в объект осознания (соответственно акты представления, суждения и эмоциональной оценки).

Таким образом, вне одного из этих актов объекта не существует, а сам акт с необходимостью предполагает «направленность» на так называемую интенцию.

Функционализм

Акт сознания – это функция субъекта, выраженная в его направленности на объект.

Задача психолога состоит в том, чтобы тщательно описывать не само по себе содержание, а связанные с ним акты, действия, внутренние операции.

• Среди обучавшихся у Брентано философии был Фрейд, в учении которого понятие об интенции преобразовалось в идею о направленности психической энергии на внешние объекты (включая собственное тело субъекта).

• В основе гештальтпсихологии лежат феноменологические идеи Гуссерля - одного из учеников Брентано.

д) Программа психологии как науки об эволюционных связях между сознанием и внешней средой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: