"Очерк юридического быта Древней России" (1847)
План этнографических и этнопсихологических исследований, в которых закладывалось базовое предположение о том, что правовое сознание человека обусловлено особенностями исторических и социальных условий его жизни.
• Методом изучения национальной психологии может являться анализ продуктов народного творчества;
• А методом изучения психики отдельного субъекта – анализ продуктов индивидуального творчества
• "Задачи психологии" (1872);
• "Задачи этики" (1885).
• Попытка приспособить психологию для оправдания христианской этики.
• Психология должна стать наукой, которая объясняет нравственный, духовный мир человека безотносительно к его материальному субстрату.
• Открытия И.М.Сеченова «при всей своей важности для науки, не дают никакого права отвергать произвольные движения, другими словами, отвергать самодеятельность души как источника действий.». <…> Если признать рефлекторную природу психического, то «нет никакого основания, да и никакой надобности, предполагать особый психический мир и душу, как самостоятельный центр и источник психической жизни... Мысль о душе и производимых ею каких-то особых явлениях, различных от явлений реального мира, оказывается гипотезой совершенно излишней и ненужной».
|
|
• К.Д. Кавелин «Психология»,1899. Собрание сочинений, т. 3
Человеческое существо состоит из двух организмов:
• тело;
• «организм души».
• «…душа имеет, независимо от действия и влияний на нее материального мира, свою особую жизнь и деятельность... жизнь ее, хотя обращена одною своею стороною к материальному миру, однако не исчерпывается пассивным принятием ею влияний», …<она содержит в себе> «еще нечто такое, что отличает ее от этих влияний и заставляет отличать психическое от материального».
К.Д. Кавелин «Психология»,1899. Собрание сочинений, т. 3.
г) Программа психологии как учения об интенциональных актах сознания
Франц Брентано (1838 – 1917)
"Психология с эмпирической точки зрения" (1874)
Учение об интенциональности психических феноменов
Психика всегда интенциональна, т.е. всегда представляет собой отношение к чему-либо, направлена на что-то, но сам ее предмет не всегда существует реально.
Каждый психический феномен характеризуется имманентной объектностью, другими словами, мы можем сказать, что это такие явления, которые интенционально содержат в самих себе объект.
Включенность объекта в психический процесс выражается в нескольких моментах:
• представление объекта в форме образа (идеация);
• суждение об объекте как истинном или ложном;
|
|
• эмоциональная оценка объекта как желаемого или отвергаемого.
Предмет изучения психологии - это не сами по себе ощущения или представления, а те акты, «действия», которые производит субъект, когда он превращает нечто в объект осознания (соответственно акты представления, суждения и эмоциональной оценки).
Таким образом, вне одного из этих актов объекта не существует, а сам акт с необходимостью предполагает «направленность» на так называемую интенцию.
Функционализм
Акт сознания – это функция субъекта, выраженная в его направленности на объект.
Задача психолога состоит в том, чтобы тщательно описывать не само по себе содержание, а связанные с ним акты, действия, внутренние операции.
• Среди обучавшихся у Брентано философии был Фрейд, в учении которого понятие об интенции преобразовалось в идею о направленности психической энергии на внешние объекты (включая собственное тело субъекта).
• В основе гештальтпсихологии лежат феноменологические идеи Гуссерля - одного из учеников Брентано.
д) Программа психологии как науки об эволюционных связях между сознанием и внешней средой