ВВЕДЕНИЕ
Настоящее пособие адресовано учителям-логопедам, работающим с учащимися по восполнению пробелов в развитии письменной речи, и содержит программно-методические материалы для работы по тетрадям для логопедических занятий Л. М. Козыревой.
В книге помещены программы для групповых логопедических занятий в 1 — 4классах, тексты для слуховых диктантов и конспекты игровых занятий.
В программах, в пояснительных записках, дается характеристика уровня развития устной и письменной речи учащихся с дисграфией, составленная по материалам обследования, и подробно описываются особенности работы по каждому разделу программы. Приведены ссылки на дидактические пособия для учащихся (тетради для логопедических занятий). Программы рассчитаны на занятия с группой детей по три раза в неделю, с 15сентября по 15мая, всего 90часов за год. Программы помогут учителям-логопедам, использующим в своей работе названные тетради, составить календарно-тематическое планирование с каждой группой учащихся.
|
|
Второй блок материалов — тексты слуховых диктантов. Они подобраны по годам обучения и распределены по темам. Логопеды смогут выбрать из имеющихся текстов нужные им материалы для проведения предупредительных и проверочных работ.
Конспекты игровых занятий даются с целью показать, как можно завершить работу над темой или разделом. Опыт проведения игр с четкими правилами, какой является, в частности, игра «Умники и умницы», дает автору возможность посоветовать использовать подобные сценарии в своей работе. По времени игра укладывается как раз в урок, удается активизировать всех присутствующих (как правило, на игру приглашаются все учащиеся данного класса, то есть несколько групп или несколько параллельных групп). На роль жюри приглашаются учителя или воспитатели групп продленного дня, что повышает ответственность детей. По итогам игры проходит награждение дипломами «Лучшему агонисту» и «Лучшему теоретику», что, безусловно, привлекает детей и повышает мотивацию к посещению логопедических занятий и активной работе на занятиях.
Логопедическая программа коррекции нарушений устной и письменной речи
Й класс
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 1 -го КЛАССА ИЗ ГРУППЫ РИСКА ПО ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ (ОНР, ЗПР, ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ)
Показатели речевого развития шестилетних детей в норме
К моменту поступления в школу дошкольники достигают определенного уровня речевого развития:
- звукопроизношение полностью соответствует норме;
- сформировано звукоразличение как далеких, так и близких пар фонем;
|
|
- ребенок овладел нормами словоизменения различных частей речи, адекватно использует предлоги;
- практически не осталось ошибок в словообразовании — так называемых неологизмов, то есть слов, в которых нарушена морфемная сочетаемость;
- словарный запас достаточно обширен и включает в себя слова различных частей речи;
- ребенок располагает определенным запасом представлений и понятий об окружающем мире, его осведомленность о явлениях природы, о животных и растениях, предметах быта позволяет ему построить связное высказывание, поделиться впечатлениями об увиденном или услышанном;
- ребенок умеет осуществлять элементарные логические обобщения в пределах родовидовых отношений;
- у ребенка сформировано отношение к речи как к объективной действительности: он умеет выделять слова из предложения, проводит несложные формы звукового анализа;
- первоклассники обладают достаточным уровнем познавательной активности, у них проявляется готовность к решению познавательных задач, готовность к интеллектуальному усилию.