V. Методика проведения занятий

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра внутренних болезней № 3,

Поликлинической терапии и общеврачебной практики

С курсами дерматовенерологии и медицинской реабилитации

 

Утверждено на заседании кафедры Протокол № 8 от 27 августа 2012 Заведующий кафедрой, д.м.н., профессор Саливончик Д.П.

 

ТЕМА IX:

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ

ПРИ КАРДИОМЕГАЛИИ

 

Учебно-методическая разработка для студентов

VI курс

лечебный факультет

(кардиология)

 

Автор: д.м.н., профессор Д.П.Саливончик

 

 

Гомель, 2012г.

Данная методическая разработка предназначена для работы преподавателей. В ней представлены: I. Научно-методическое обоснование темы. II. Цель занятия. III. Задачи (студент должен знать, уметь, практические навыки). IV. План проведения практического занятия. V. Методика проведения занятия. VI. Методика обеспечения занятия. VII. Литература.

I. Научно-методическое обоснование темы

Занятие по теме проводится в соответствие с утвержденным тематическим планом занятий по внутренним болезням для студентов VI курса.

Кардиомегалия является прогностически неблагоприятным признаком как в качестве основного заболевания, так и являясь симптомом при любой нозологии, что вызывает необходимость проведения дифференциальной диагностики последнего. Этим обоснована необходимость подробного изучения представленной темы.

 

 

II. Цель занятия

Научить студентов своевременно диагностировать кардиомегалию по причине возникновения. Определить значение метода ЭхоКГ в этом вопросе. Сформировать алгоритм и тактику ведения пациентов с кардиомегалией на начальных этапах заболевания. Научить сопоставлять данные клинических и инструментальных методов исследования для определения лечебной тактики.

III. Задачи

Студенты должны знать:

· определение кардиомегалии;

· понятие о псевдокардиомегалии;

· клинику кардиомегалии;

· диагностические критерии кардиомегалии;

· классификацию кардиомегалии;

· диагностическая тактика при кардиомегалии;

· причины развития кардиомегалии;

· дифференциальный диагноз стенокардии с синдромом кардиалгии;

· специальные методы исследования кардиомиопатий;

· лечебная тактика при заболеваниях сердца, ведущих к кардиомегалии;

· этиотропное и патогенетическое лечение;

· симптоматическая (посиндромная) терапия;

· течение кардиомегалии;

· прогноз при кардиомегалии;

· ЭКГ-признаки кардиомегалии;

· интерпретация ЭКГ, нагрузочных и фармакологических проб, элекрофизиологическое и радионуклидное исследование, холтеровское мониторирование, коронарография.

Студенты должны уметь:

· анализировать электрокардиограмму, интерпретировать показатели инструментальных исследований при кардиомиопатии;

· определять факторы, приводящие к прогрессированию кардиомиопатии;

· клинически диагностировать проявления кардиомиопатии;

· правильно формулировать клинический диагноз кардиомиопатии;

· проводить дифференциальную диагностику кардиомиопатии с другими нозологиями;

· назначить рациональное питание, медикаментозную терапию, упреждающую возникновение осложнений кардиомиопатии;

· определять этиотропное и патогенетическое лечение;

· проводить диагностическую тактику при кардиомегалии;

· формировать здоровый образ пациентов с кардиомегалией, определять тактику дальнейшей терапии (медикаментозного либо хирургического пособия).

Практические навыки:

· купирование пароксизмов тахикардии, трепетания и мерцания предсердий;

· внутривенная эндокардиальная и интракардиальная электрокардиостимуляция (знакомство с методикой и показания);

· расшифровка ЭКГ и чтение рентгенограмм сердца;

· легочно-сердечная реанимация.

IV.План проведения практического занятия

№ п/п Наименование этапов занятия Время
1. Организационно-вводная часть 10 минут
2. Исходный контроль знаний 45 минут
3. Курация больных и подготовка к клиническому разбору 100 минут
4. Клинический разбор больных 105 минут
5. Заключительное слово преподавателя, постановка домашнего задания на очередное занятие 10 минут
6. Самостоятельная работа студентов 45 минут

 

Вопросы по данной теме:

1. Кардиомегалия. Определение. Псевдокардиомегалия. Причины: врождённые и приобретённые пороки сердца, поражение миокарда при коллагенозах, алкоголизме, гемохроматозе, саркоидозе, первичные кардиомиопатии и др.

2. Диагностическая тактика при кардиомегалии. Данные клинических, инструментальных методов обследования. Значение метода ЭхоКГ. Катетеризация сердца. Коронарография. Эндомиокардиальная биопсия. Специальные дополнительные методы исследования.

3. Лечебная тактика при заболеваниях сердца, ведущих к кардиомегалии. Этиотропное и патогенетическое лечение. Симптоматическая (посиндромная терапия). Течение. Прогноз. Профилактика.

V. Методика проведения занятий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: