Направления совершенствования платежного баланса РФ

Одним из основных направлений, реализация которых может способствовать улучшению структуры платежного баланса страны, является увеличение экспортного потенциала, который можно сгруппировать на 5 направлений:

1.Макроэкономические условия для развития экспортной деятельности – это основное направление, т.к. без развития, усовершенствования структуры и объема экспорта невозможно улучшить благосостояние граждан страны. Для этого необходимо:

- стабилизация реального курса рубля и снижение инфляции и достижение финансовой стабилизации;

- развитие условий для расширения инвестиций в наукоемкие производства и услуги и повышения использования механизмов стимулирования;

- формирование экспортной стратегии, основанной на сбалансированном спросе между спросом и предложением и др.

2. Создание условий для повышения конкурентоспособности продукции отечественных предприятий направленные на повышение эффективности предприятий-экспортеров и конкурентоспособности товаров. Повышение международной конкурентоспособности российских товаропроизводителей должно обеспечиваться за счет:

- развития корпоративных связей с ведущими мировыми фирмами и участие в реализации транснациональных проектов;

- либерализация и упорядочение системы ценообразования на внутреннем рынке;

- обеспечения государственной поддержки в области рекламы;

- совершенствования мер по борьбе с контрабандным экспортом товаров и защиты интеллектуальной собственности;

- проведения научно-технической политики и разработки инновационных механизмов с целью повышения технологического уровня, наукоемкости и эффективности производств на основных экспортных предприятиях.

3. Обеспечение государственной поддержки на внешние рынки. Необходимо укреплять и расширять сотрудничество с Международным валютным фондом, всемирным банком и другими международными финансовыми и экономическими организациями.

4.Создание условий для обеспечения развития инфраструктуры экспортной деятельности. Основным направлением со стороны государства в данной области должно стать совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на стимулирование предприятий по созданию дилерских сетей фирменного послепродажного обслуживания сложно-технической продукции (сервисные центры, совместные предприятия), консигнационных складов и других прогрессивных форм.

5. Усовершенствование тарифных и нетарифных методов регулирования экспорта. Важными регуляторами регулирования экспорта посредством мер тарифного регулирования являются:

- упорядочение системы согласования принимаемых решений в области тарифного и нетарифного регулирования и механизмов ввода их в действие;

- расширение льгот по уплате таможенных пошлин и НДС по ввозимым комплектующим, запчастям, материалам и сырью, предназначенным для производства экспортной продукции, упрощение процедур их предоставления;

- упорядочение системы железнодорожных тарифов на грузовые перевозки в рамках Таможенного союза;

- установление предельных размеров единовременного повышения ставок таможенных пошлин.

В области нетарифного регулирования основным направлением работы должно стать снижение (исключение) антидемпинговых и компенсационных мер в отношении экспорта, а также введение и применение адекватных защитных мер.

Таким образом, реализация перечисленных направлений, безусловно, поможет улучшить структуру Платежного баланса России.

Заключение

Платежный баланс - это один из главных документов любой страны, поскольку в нем находят свое обобщающее выражение экономические связи данной страны с другими государствами; на основе платежного баланса проводится анализ внешнеэкономической деятельности, дается оценка валютно-финансовому состоянию отдельно взятой страны.

Наиболее существенным направлением использования данных платежного баланса и сопутствующем ему балансе иностранных инвестиций есть обоснования внешней и внутренней экономической политики страны. Данные платежного баланса применяются для аналитических исследований по изучению причин, которые предопределяют диспропорции в балансе и обоснование мероприятий по их корректированию.[7]

Можно сделать вывод, что платежный баланс служит источником информации, раскрывающей особенности участия страны в международном обмене товарами, услугами и капиталом. Он нужен для того, чтобы была возможность постоянно наблюдать и оценивать объем и качество участия страны в мировых связях. Не случайно проблемы платежного баланса, активного или пассивного сальдо торгового баланса вызывают активный общественный интерес и сказываются на принятии политических решений.

В платежном балансе государства приводится систематизированный перечень всех операций с денежными средствами, которые опосредуют внешнеэкономические связи. В нем отражаются не индивидуальные, а суммарные сделки между данной страной и другими государствами и подводятся итоги внешнеэкономической деятельности страны. На его основе можно проводить анализ этой деятельности, давать оценку валютно-финансовому положению страны, определять по «средствам» ли живет та или иная страна с точки зрения ее внешнеэкономических связей. [11]

На основании изложенного материала можно сделать следующие выводы:

1. Платежный баланс есть отражение внешнеэкономических связей страны, степени ее интеграции в мировое хозяйство;

2. Платежный баланс имеет индивидуальные особенности для каждой страны, что является следствием ее экономической политики, экономического развития и национальной самобытности;

3. На платежный баланс оказывает сильное влияние международная обстановка.

4. Разрядка международной напряженности оказывает позитивное влияние на платежные балансы.

5. Платежный баланс - является объектом государственного регулирования.

Список литературы

1. Брайчева. Т.В. Государственные финансы. – СПб.: Питер, 2008 - 129 с.

2. Бывшев, П. В. Методологические подходы к регулированию платежного баланса в современных условиях. – СПб.: Питер, 2009 - 69 с.

3. Вечканов, Г. С. Вечканова, Г. Р.. Макроэкономика. — СПб.: Питер, 2008. — 240 с.

4. Войтов, А. Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики)./ Учебник, 8-е перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К`», 2010 г.- 184 с.

5. Врублевская, О.В. Романовский, М. В. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008 - 49 с.

6. Ермасова Н.Б. Деньги, кредит, банки. – СПб.: Питер, 2008 - 351 с.

7. Ковалев, В. В. Финансы. - М.: Проспект, 2007 - 167 с.

8. Лушина, С. И., Слепова В. И. Финансы. - М: РЭА, 2008.- 345 с.

9. Миляков, Н.В. Финансы: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2010. - 298с.

10. Носова, С.С., Экономическая теория./ Учеб. для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009 г.- 110 с.

11. Плотницкий, М. И. Муталимов, М. Г. Шмарловская, Г. А. Экономика: / М.И.Плотницкого// Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2008 г. – 202 с.

12. Ресурсы интернета: http://www.finansy.ru – «Финансы. RU»

13. Ресурсы интернета: http://www.cbr.ru/

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: