Гадание зародилось в первобытном обществе

Выделяют следующие способы гадания:

  1. ауспиции - гадание по крику, полету и поведению птиц; особо вещими считались сова, ворон, сокол, петух и курица;
  2. гаруспики - гадание по печени жертвенного животного - по ее форме и положению в туше; применялось у вавилонян, этрусков, римлян;
  3. гадания на костях, бобах, орехах, кофейной гуще и т.п.; известно у многих народов;
  4. гадания при помощи опускания кольца в воду, литья воска, гадания с зеркалом; применялись славянами;
  5. гадание но звездам, развившееся позже в астрономию;
  6. гадание по картам; карты «таро» - одна из наиболее древних тайных научно-философских систем, изучающих скрытые законы, управляющие Вселенной и жизнью каждого человека;
  7. хиромантия - гадание по линиям ладони;
  8. ониромантия - гадание по снам.

Элементы магии сохранились во всех религиях. Культовая практика почти полностью основана на магии (крестное знамение, молитва, поклоны, посты и т.п.). Сохраняется магия и в быту: суеверия, гадания, знахарство и т.п.

Фетишизм

Фетишизм (от порт. feitico - талисман, идол) - культ неодушевленных предметов (фетишей), которым приписываются сверхъестественные свойства. Фетишам приписывалось свойство влиять на предметы и события, при этом их действие представлялось как благоприятным (амулеты), так и вредоносным (тела умерших). Приписывалась им и охранительная способность (талисманы, обереги). Он является не столько самостоятельной религиозной формой, сколько составной частью практически всех религиозных систем. Примером фетишизма в христианстве является поклонение иконам и мощам, в буддизме - останкам аскетов и святых.

Тотемизм

Тотем (от англ. totem из языка индейцев - род) - животное или растение, которое почитается группой людей в качестве их покровителя и первопредка.

Считалось, что тотем охраняет жизнь и благосостояние всех, кто связан с ним узами кровного родства. Тотемизм носит преимущественно клановый (родовой) характер. Существует, однако, и индивидуальный тотемизм - нагуализм.

Нагуализм (от мекс. nagual - дух-хранитель) - культ личных духов-покровителей, представлявшихся в виде животного.

Тотему поклонялись, оказывали почести, его запрещалось употреблять в пищу. Только в определенные дни торжественно с соблюдением строгого ритуала тотемное животное или растение поедалось, а это означало, что человек «приобщается» к своему предку, т.е. вбирает в себя все его достоинства, становится ближе к нему и может надеяться на его дальнейшее покровительство. Тотемные представления сыграли огромную роль в процессе формирования родового общества. Они способствовали возникновению четкого представления «о своих», т.е. принадлежащих к данному тотему, на которых строго распространялись уже выработанные веками нормы и обычаи, и «чужих», не принадлежащих к этому тотему.

Свидетельство тотемизма обнаруживается у всех народов и во всех религиях мира. Пережитки тотемизма сохраняются в современных религиях (в индуизме - священные животные: коровы, слоны, обезьяны, змеи; в христианском таинстве причастия, когда верующие через хлеб и вино приобщаются к телу и крови Иисуса Христа, к его святости).

Анимизм

Анимизм (от лат. anima - душа, дух) - вера в существование особых духовных, невидимых существ (душ, духов), которые управляют всеми явлениями и силами природы, материальным миром.

В анимизме почитались духи предков, души живых людей, олицетворенные силы природы. Выделялись духи деревьев, водных источников, гор, небесных тел, духи рождения и смерти, болезни и здоровья, духи общины. Анимистические верования возникли из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древний человек рассматривал все предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами, мыслями и т.п.

Анимистические верования являются составной и весьма существенной частью всех религии мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертность душу - все это модификации анимистических представлений первобытного общества.

 

Список литературы:

 

1. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М.: АСТ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2003.- 781с.

 

2. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: Рефл-бук, 1998.- 288с.

 

3. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: пер. с англ. М.: Политиздат, 1989.- 573с.

 

4. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РоссПЭН, 2004.- 522 с.

 

5. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. 5-е изд. М.: Республика, 2005. - 543 с. Материалы с сайта www.krugosvet, Энциклопедия «Кругосвет», раздел: Религия.

 

6. Низовский А.Ю., Непомнящий Н.Н., 100 великих тайн – М.:Вече, 2000. -576 стр.

 

7. http://nauka-i-religia.narod.ru/evo-kreac.html

 

8. http://www.portal-slovo.ru/

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: