Признание права собственности одним из естественных прав человека и наиболее абсолютным вещным правом является тем событием, которое, без сомнения, следует причислить к достижениям юриспруденции. Однако при этом необходимо признать, что дискуссии о содержании этого понятия, о его возможных видах и формах не прекращены до настоящего времени.
Формы собственности имеют не только теоретическое, но и практическое значение. В зависимости от того, к какой форме и к какому виду относится право собственности, принадлежащее тому или иному конкретному лицу, определяются правовой режим имущества, составляющего объект этого права, и спектр тех возможностей, которыми в отношении указанного имущества располагает собственник [18, с. 25].
В Конституции РФ закреплены следующие положения о собственности: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ч. 2 ст. 8); «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (ч. 2 ст. 9) [1].
|
|
Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) в п. 1 ст. 212 также воспроизводит положения Конституции РФ и предусматривает, что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности [2].
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (ст. 214 ГК РФ).
Следует различать понятие государственной собственности как экономической категории и понятие права государственной собственности. Государственная собственность как экономическая категория представляет собой общественное отношение по владению, пользованию и распоряжению различным имуществом, принадлежащим Российской Федерации и ее субъектам.
Право государственной собственности следует рассматривать в двух смыслах - в объективном и субъективном [15, с. 396].
Право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность юридических норм, закрепляющих принадлежность материальных благ Российской Федерации и субъектам РФ, а также регулирующие отношения по владению, пользованию и распоряжению материальными благами лицами, уполномоченными на то государственными органами.
Право государственной собственности как институт российского права носит межотраслевой характер и содержит в себе не только нормы гражданского права, но и других - государственного, административного, земельного и др. Однако нормы гражданского права занимают в нем доминирующее положение. Они определяют правовой статус субъектов и объекты права государственной собственности, правовой режим имущества унитарных предприятий и учреждений, в хозяйственном ведении и оперативном управлении которых они находятся, а также иные вопросы.
|
|
Право государственной собственности в субъективном смысле представляет собой юридически обеспеченную возможность конкретных субъектов права государственной собственности владеть, пользоваться и распоряжаться определенным имуществом в пределах, установленных законом.
Правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом государство осуществляет непосредственно как единый субъект, а также через государственные юридические лица.
Правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом составляют содержание права государственной собственности. Гражданский кодекс в ст. 2 закрепил равенство всех участников гражданских правоотношений, в том числе государство. В условиях перехода к новым рыночным отношениям Российская Федерация и ее субъекты выступают в гражданских правоотношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК).
Поэтому государство как собственник совершает в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие прав и охраняемых законом интересов других лиц, а также не противоречащие законам об охране природы, окружающей среды, использовании природных ресурсов и т.д. [15, с. 396].
Право государственной собственности, или, иными словами, право публичной собственности представляет собой «особое, видоизмененное право собственности по сравнению с правом частной собственности. Подобное видоизменение, происходит вследствие внедрения в частноправовую конструкцию права собственности, закрепленной гражданским законодательством, категории публичных интересов и идеи «общего блага», которые получают детальное развитие применительно к государственному и муниципальному имуществу в рамках публичного и прежде всего административного законодательства» [12, с. 50].
Необходимо отметить, что наличие особенностей правового статуса публичных субъектов, равно как и особенностей правового режима публичной собственности, были традиционно присущи отечественному законодательству.
Так, еще в Своде законов Российской Империи, в ст. 421 ч. 1 т. X законодатель, регламентируя отношения государственной собственности в гражданском законе, признавал наличие такого собственника, как государство, а значит, и такого субъекта гражданского права [14, с. 94 - 102].
Кроме того, в п. 1 «Положения о казенных подрядах и поставках» было определено, что казна в производстве договоров подряда и поставки поступает единообразно на основании общих правил, кроме особых случаев.
Соответственно дореволюционное законодательство признавало наличие особенностей гражданско-правового статуса государства при его выступлении в гражданских правоотношениях.
Русские цивилисты указывали на то, что в фигуре государства как частноправового субъекта самым тесным образом переплетаются публичные и частные элементы. То есть государство признавалось частноправовым субъектом, причем такой субъект имел определенные особенности своего статуса.
Таким образом, русская дореволюционная цивилистическая доктрина признавала государство при его участии в гражданско-правовых отношениях юридическим лицом и называла его в этом качестве «казной». Но государство было особым юридическим лицом - «публичным».
|
|
В советский период государственная собственность обладала целым рядом особенностей, которые позволяли отличать ее от частной собственности граждан и юридических лиц по «степени обобществления» и «особенностям обобществляемого имущества» и говорить, таким образом, о существовании государственной собственности как формы собственности [14, с. 94 - 102].
Закрепление в законодательстве советского периода понятия «форма собственности» приводило к созданию в стране привилегированных условий для социалистической, прежде всего государственной, формы собственности. Так, на требования государственных организаций о возврате государственного имущества из незаконного владения колхозов и иных кооперативных и общественных организаций или граждан не распространялась исковая давность (ст. 17 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик). Советское законодательство не знало института приобретательской давности: все задавленное имущество находилось в собственности государства. Для государственного имущества было предусмотрено правило неограниченной реституции, то есть государственное имущество, неправомерно отчужденное каким бы то ни было способом, могло быть истребовано от всякого приобретателя, в том числе и добросовестного (ст. 28 Основ). На имущество, принадлежащее государственным организациям, не могло быть обращено взыскание по долгам государственных организаций, оно также не могло быть предметом залога (ст. 22 Основ). Государственное имущество безвозмездно передавалось от одной государственной организации к другой вплоть до 1987 г. (ст. 22 Основ). Исключалась возможность существования общей собственности граждан и государства (ст. 26 Основ).
При этом, вне всякого сомнения, публичные собственники, в отличие от субъектов права частной собственности, имеют целью не только эффективное использование принадлежащей им собственности в имущественном обороте в своем интересе. Государству (и муниципалитетам) приходится решать судьбу публичного имущества исходя из потребностей экономического развития в целом, с учетом ряда общесоциальных факторов, что определяется необходимостью детально и по-особому регулировать в том числе процессы управления государственной собственностью [14, с. 94 - 102].
|
|
Однако происходить это должно не в рамках выделения норм, составляющих институт права публичной собственности в составе конституционно-правового регулирования, а в рамках закрепления особенностей правового регулирования отношений публичной собственности в нормах гражданского права и другого отраслевого законодательства в соответствии с положениями п. 2 ст. 124 ГК РФ.
Те или иные особенности правового режима публичной собственности могут устанавливаться как нормами непосредственно гражданского законодательства, так и нормами законодательства, имеющего иную отраслевую принадлежность.
Итак, необходимо отметить, что действующее гражданское законодательство оперирует двумя терминами:
- «государственная собственность», под которой понимается имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации или ее субъектам (в настоящее время для имущества, принадлежащего Российской Федерации, все чаще применяется термин «федеральная собственность»);
- «муниципальная собственность»,которая представляет собой имущество, принадлежащее муниципальным образованиям [10, с. 21].
При этом имущество, находящееся в публичной собственности (государственной или муниципальной), закрепляется на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями. Имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, а также средства соответствующего бюджета составляют казну РФ, ее субъекта либо муниципального образования.
Главной особенностью государственной и муниципальной собственности является ее публичный характер: она призвана служить обеспечению публично-правовых задач и функций государства и муниципальных образований [16, с. 276 - 277].
Еще одной особенностью является наличие у публично-правовых образований полномочий устанавливать для себя и иных собственников общеобязательные правила поведения в виде издания нормативных правовых актов различного уровня. У государства это полномочие основано на суверенитете, в силу которого оно обладает на территории Российской Федерации всей полнотой государственной власти. У иных публично-правовых образований такое полномочие производно от суверенитета государства, на территории которого они находятся, и закрепляется за ними с санкции государства [16, с. 276 - 277].
В соответствии с Конституцией РФ (п. «о» ст. 71) гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Поэтому издавать нормативные акты, затрагивающие непосредственно режим права собственности, может только Российская Федерация. В то же время ее субъекты в пределах своего ведения и муниципальные образования также вправе издавать нормативные акты по вопросам, входящим в их компетенцию, например по вопросам управления государственной (муниципальной) собственностью. Эти акты могут оказывать косвенное правовое воздействие и на содержание режима права собственности.
Другим отличием является наличие специальных оснований возникновения и прекращения права государственной и муниципальной собственности. Такими основаниями являются, например, реквизиция (ст. 242 ГК РФ), конфискация (ст. 243 ГК РФ), приватизация (ст. 217 ГК РФ), обращение имущества в доход государства (ст. 169, п. 2 ст. 179 ГК РФ).
В собственности публично-правовых образований может находиться более широкий круг объектов, чем в собственности частных лиц. В соответствии с п. 3 ст. 212 ГК РФ виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности, определяются законом.