Введение – 2 часа.
Студент должен
иметь представление:
- о видах и формах учетной и отчетной документации в путевом хозяйстве.
План лекции:
1. Роль и значение технической документации для железнодорожного транспорта;
2. Необходимость ведения документации в путевом хозяйстве, специфика документации, учетные и отчетные формы, утверждение и хранение путевой документации.
Основной целью изучения технической документации для железнодорожного транспорта
является формирование базовой подготовки студентов в области технической документации для изучения как профессиональных, так и специальных дисциплин.
«Техническая документация в путевом хозяйстве» служит для
- изучения материалов, использующихся при строительстве, техническом обслуживании и ремонте ж.д. пути;
- соблюдения техники безопасности при работе.
Изучение дисциплины базируется на содержании учебного материала «Железнодорожный путь», «Техническое обслуживание и ремонт железнодорожного пути», «Техническая эксплуатация ж.д. и безопасность движения».
|
|
Методической основой для изучения программного материала является раскрытие перед студентами действительных форм учета и отчета, применяемых на производстве.
Учет рельсов – 6 часов.
Рельсовая книга (ф. ПУ-2)
Студент должен
знать:
-- назначение и содержание рельсовой книги, правила заполнения и внесения изменений в рельсовую книгу;
уметь:
-- заносить в книгу сведения о рельсах и стрелочных переводах, лежащих в главных, станционных и приемоотправочных путях.
План лекции:
Порядок ведения рельсовой книги дорожным мастером,
Боковой и вертикальный износ рельсов, периодичность их промера,
Рельсовые плавки,
Типы рельсов,
Дефектные рельсы,
Проверка рельсовой книги.
Форма ПУ-2
«Рельсовая книга»
Рельсовая книга ведется дорожным мастером позвенно для каждого главного пути линейного участка (околотка), по каждому станционному, специальному и подъездному пути и выверяется не реже одного раза в год (по состоянию на 1 ноября).
В рельсовую книгу включаются все рельсы, независимо от их длины. На стрелочных переводах в рельсовую книгу включаются: рамные рельсы, рельсы переводной кривой, остряки, крестовины.
Изменения состояния рельсов вносятся регулярно:
- при обнаружении дефектных и остродефектных рельсов указывается код (рисунок) дефекта (графа 28).
- при выполнении наплавочных работ указывается дата наплавки (графа 25).
- при выполнении шлифовочных работ — дата и вид (профильная или поверхностная) шлифовки (графы 26 и 27).
|
|
- при одиночной замене рельса. Для каждого рельса предусматриваются две строки: в верхней строке делается первоначальная запись, в нижней строке заносятся характеристики рельса, уложенного после одиночной смены. Дату замены указывают в верхней строке в графе 32.
После сплошной смены рельсов записи в книге заполняются вновь.
В ведомости рельсов, лежащих в главных путях, для каждого рельсового звена указывается его местоположение — КМ и ПК (графы 1 и 2). Рельсовые звенья, как звеньевого, так и бесстыкового пути нумеруются в пределах километра подряд. При этом, если звено окажется в пределах двух пикетов (километров), то оно должно быть отнесено к тому пикету (километру) на котором звено начинается (считая по ходу счета километров).
Для первого звена на километре указывается привязка начала звена в метрах (графа 3 «Метр начала звена»).
При описании звеньев плети бесстыкового пути или стрелочного перевода в графе 6 «№ стр. перевода, № плети» указывается соответствующий номер стрелочного перевода или номер плети бесстыкового пути.
В графе 10 «Признак укладки» указывается для новых рельсов — «новый»; для переложенных рельсов — «переложенный» или «переложенный с переменой канта»; для инвентарных рельсов — «инвентарный».
Для переложенных рельсов в графе 11 указывается вид ремонта рельсов перед повторной укладкой и в графе 12 - группа годности
В графе «Категория качества» указывается:
В — рельсы термоупрочненные высшего качества;
Tl, T2 — рельсы термоупрочненные;
Н - рельсы нетермоупрочненные;
СС — рельсы повышенной прямолинейности для скоростного совмещенного движения
НК, НЭ — рельсы низкотемпературные из кислородно-конвертерной стали, или электростали.
В графе «Группа» проставляется — 1, если рельс изготовлен из стали, раскисленной комплексными раскислителями и относится к 1 группе.
Номер плавки указывается только для рельсов типа Р75,Р65,Р50.
В графе «Вид рельса» указывается:
б/п — рельс, входящий в сварную плеть бесстыкового пути;
цк — цельнокатанный рельс звеньевого пути;
с — сварной рельс звеньевого пути;
ур — уравнительный рельс;
пр — переходной рельс;
рр — рамный рельс;
о — остряк;
выл — передний вылет крестовины;
крс — крестовина;
хрк — ходовой рельс контррельса.
Сведения о длине рельса показываются в метрах с точностью
до 0,1-
В графы 20-24 заносятся данные о величине износа головки рельсов.
Промеры износа рельсов производятся 2 раза в 5 лет: на начало первого и начало третьего года пятилетия. На участках с интенсивным износом рельсов, определяемых ПЧ, промеры делаются ежегодно.
Вертикальный равномерный износ рельсов измеряется профи-лографом или штангенциркулем. При этом измеряется высота головки или всего рельса по- середине длины каждого рельса. Разница между нормальной высотой головки или всего неизношенного рельса и измеренной высотой головки или всего рельса и является искомой величиной вертикального износа.
Боковой износ головки рельса измеряется на высоте 13 мм от поверхности катания колеса по рельсу. Если изношены обе грани рельса, то в рельсовой книге указывается величина бокового износа рабочей и нерабочей грани.
Провисание и смятие рельса в стыке измеряется линейкой длиной 1000 мм, укладываемой серединой против зазора и мерным клином.
Волнообразный износ определяют измерением просвета с помощью щупов между поверхностью головки рельса и линейкой длиной 1000 мм, а также тележками для измерения волнообразного износа. К учету принимаются износы по рисункам 40 и 49.
Пропущенный тоннаж указывается по состоянию на 01.01. ежегодно.
Для переложенных рельсов указывается величина пропущенного тоннажа до повторной укладки и после повторной укладки в путь.
|
|
Рельсы станционных путей описываются интервалами (отрезками пути), определяемыми однородностью конструкции и состоянием рельсов (датой укладки, типом рельсов, новые или переложен
ные, категорией качества, группой, видом рельсов и пропущенным тоннажем).
На станциях к учету принимается полная (развернутая) длина станционных, специальных и подъездных путей. Развернутая длина пути измеряется между точками примыкания его к другим путям. Точкой примыкания к другим путям считается острие остряка стрелки примыкания. В связи с этим при описании рельсов в местах примыкания путей длины рельсов в пределах стрелочного перевода включаются в протяженность соответствующего пути по основному направлению и по ответвлению.
Развернутую длину станционного пути, оканчивающегося иным объектом (тупиковый упор, изолирующий стык и т.п.), измеряют до объекта, который является границей станционного пути.
В ведомости рельсов, лежащих в станционных, специальных и подъездных путях при описании станционных путей указывается номер или наименование парка станции (графа 1), номер пути (графа 2), номера стрелок начала (графа 3) и конца (графа 4) пути. Если станционный путь начинается или заканчивается другим объектом, то соответственно указывается наименование этого объекта: т.у.— тупиковый упор; св.—светофор; п.п.—стык с подъездным путем; и.с. — изолирующий стык. В графе 5 «Назначение пути по ТРА» указывается назначение пути: приемо-отправочный; перегрузочный; погрузочно-выгрузочный; горочный и подгорочный; соединительный; сортировочный; специальный; деповской; обводной; подъездной; прочий; ходовой; съезд главного пути; съезд приемо-отправоч-ного пути; съезд прочих путей; съезд подъездных путей.
В графах 6 «От метра» и 7 «До метра» указывается привязка однородных отрезков станционного пути. Начало пути (от стрелки) принимается за нулевой метр. Если весь путь имеет однородную конструкцию, то в графе «от метра» записывается — 0, в графе «до метра» — полная длина пути.
|
|
Изменения в ведомость рельсов, лежащих в станционных, специальных и подъездных путях, вносятся поданным актов выполнения работ (ПУ-48, ПУ-48а).
Правильность составления книги и произведенных промеров проверяется ПЧ (зам ПЧ), ПДС (ПЧУ), инженером дистанции пути, о чем делается запись в книге.
Журнал учета дефектных рельсов, лежащих в главных и приемоотправочных путях (ф. ПУ-2а)
Студент должен
знать:
-- назначение и содержание журнала учета дефектных рельсов, правила его заполнения и внесения изменений;
уметь:
-- заполнять журнал в соответствии с инструктивными указаниями.
План лекции:
1. Нормативная документация для определения дефектности рельсов,
1.1 степень дефектности рельсов,
1.2 периодичность переписывания оставшихся в пути дефектных рельсов в ф. ПУ-2а,
1.3 замена дефектных рельсов.
Форма ПУ-2а
«Журнал учета дефектных и остродефектных рельсов, обнаруженных в главных, станционных, специальных и подъездных путях»
Журнал учета дефектных и остродефектных рельсов ведется дорожным мастером линейного участка (околотка).
В журнал заносят данные о всех дефектных и остродефектных рельсах, обнаруженных при визуальных осмотрах и средствами рельсовой дефектоскопии.
В графе 2 указывается способ обнаружения дефектного или остродефектного рельса: О — осмотр; ДТ— дефектоскопная тележка; ДА — дефектоскопная автомотриса; ВГ — вагон-дефектоскоп; П — прочее обнаружение.
Определение дефектности рельсов и их классификация производятся согласно Нормативно-технической документации НТД/ЦП-(1-3)-93.
Сведения о местонахождении в главном или станционном пути дефектного или остродефектного рельса и его характеристики должны совпадать с записями в соответствующих ведомостях рельсовой книги формы ПУ-2.
В графе «Признак укладки» указывается для новых рельсов — «новый»; для переложенных рельсов — «переложенный» или «переложенный с переменой канта»; для инвентарных рельсов — «инвентарный».
В графе «Категория качества» указывается:
В — рельсы термоупрочненные высшего качества;
Tl, T2 — рельсы термоупрочненные;
Н — рельсы нетермоупрочненные;
СС — рельсы повышенной прямолинейности для скоростного совмещенного движения;
НК, НЭ — рельсы низкотемпературные из кислородно-конвертерной стали, или электростали.
В графе «Группа» проставляется — 1, если рельс изготовлен из стали, раскисленной комплексными раскислителями и относится к 1 группе.
Номер плавки указывается только для рельсов типа Р75,Р65,Р50.
В графе «Вид рельса» указывается:
б/п — рельс, входящий в сварную плеть бесстыкового пути;
цк — цельно катанный рельс звеньевого пути;
с — сварной рельс звеньевого пути;
УР ~ уравнительный рельс;
пр — переходной рельс;
рр — рамный рельс;
о — остряк;
выл — передний вылет крестовины;
крс — крестовина;
хрк — ходовой рельс контррельса.
Сведения о длине рельса показываются в метрах с точностью до 0,1-
При описании дефекта указывается код дефекта согласно НТД/ ЦП-(1-3)-93, и его параметры: длина и глубина. При первичном обнаружении дефектного рельса дата промера параметров дефекта не заполняется, при изменении параметров (или одного из параметров) дефекта указывается дата их промера и новое значение.
В случае если рельс имеет дефект по рисунку 21.2 и взят в накладки, то в графе «Код» показателя «Характеристика дефекта» указывается 21.2Н. Такой рельс относится к дефектным и заменяется в плановом порядке.
В случае если по дефектности рельса выдается предупреждение в графах 23-26 указывается дата и время выдачи предупреждения, его номер и скорость, установленная предупреждением.
В графе «Срок замены» указывается планируемая, а в графе «Дата замены» — фактическая дата замены дефектного или остродефектного рельса.
При описании местонахождения дефектного (остродефектного) рельса, обнаруженного на станционных, специальных и подъездных путях, в соответствующей ведомости указывается номер или наименование парка станции, номер пути, номер стрелки начала и конца пути.
Если станционный путь начинается или заканчивается другим объектом, то соответственно указывается наименование объекта: т.у. - тупиковый упор; св. — светофор; п.п — стык с подъездным путем; и.с — изолирующий стык.
В графе 7 «Назначение пути по ТРА» указывается назначение пути: приемо-отправочный; перегрузочный; погрузочно-выгрузоч-ный; горочный и подгорочный; соединительный; сортировочный; специальный; деповской; обводной; подъездной; прочий; ходовой; съезд главного пути; съезд приемо-отправочного пути; съезд прочих путей; съезд подъездных путей.
По дефектным и остродефектным рельсам станционных путей и подъездных путей в графе 8 «Звено» показывается порядковый номер звена, начиная от стрелки (острия остряка) примыкания начала станционного или подъездного пути.
Ежегодно по состоянию на 1 января все оставшиеся в пути дефектные рельсы переписываются на новую страницу, с которой начинается учет в наступающем году.
В дальнейшем все обнаруженные при осмотрах и средствами рельсовой дефектоскопии дефектные и остродефектные рельсы дополняются в перечень дорожным мастером.
При первом очередном комиссионном осмотре перечень имеющихся и вновь обнаруженных дефектных рельсов подписывается членами комиссии, состав которой назначается в соответствии с Положением о проведении весеннего и осеннего осмотров пути и сооружений. В дальнейшем при текущих осмотрах все обнаруживаемые дефектные рельсы дополняются в перечень дорожным мастером.
По мере замены дефектного рельса зачеркивается порядковый номер, за которым он записан в журнал, и делается отметка о замене на месте основной записи этого рельса.
При последующих комиссионных осмотрах в журнал записываются вновь обнаруженные дефектные рельсы, перечисляются порядковые номера дефектных рельсов, которые еще не заменены, и ставятся подписи членов комиссии.