1. Конкретизируйте цели обучения психологии и представь
те их через систему деятельностей, которые должны быть освое
ны учащимися.
2. Проанализируйте систему целей воспитывающего обуче
ния школьников в работах К.Оллред и студентов — в работе
А.Беренгера и соотнесите их с целями обучения психологии.
литература
1. Беренгер А. Т. Специфика учебно-воспитательного процесса на началь-
ном этапе обучения студентов в высшей школе: Автореф. дис.... канд. филол. наук. М., 1989.
2. Царев В.Е., Кузьмичева И.А. Психолого-педагогические принципы
воспитания поступком в концепции К.Оллеред // Вопр. психоло
гии. 1988. № 6.
Система учебных задач в курсе психологии
Использование в обучении психологии рассмотренных приемов, относящихся к трем методам активного обучения, предполагает специальную методическую работу — прежде всего создание системы учебных задач в курсе психологии. Попытки построить психологические задачи уже имеются (Сборник задач по общей психологии, 1974). Однако классификация этих задач, обеспечивающая их подбор в систему для целей управления процессами формального и неформального мышления, еще не проводилась. Определенный подход к решению этой методической задачи намечен в исследовании Д.Толлингеро-вой, изучавшей виды опережающего управления обучением (Толлингерова, 1981; Толлингерова, 1983). Позиция Д.Толлингеро-вой близка к трактовке целей управления обучением в теории планомерного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной. В этой связи рассмотрим подробнее предложенную ею интересную таксономию учебных задач и процедуры таксации задач. Учебная задача для Д.Толлингеровой выступает как разновидность опережающего управления когнитивной деятельностью, как «проект будущего учебного действия», определяющий интеллектуальное пространство, в котором ученик станет выполнять мыслительные действия.. В этой связи таксономия учебных задач является необходимым средством для создания расширяющей зоны опережающего управления формированием мыслительных действий и операций в процессе решения задач учениками.
|
|
Опережающее управление обучением с помощью задач, которые операционализируют усваиваемое содержание знаний, Д.Толлингерова назвала проектным в отличие от другого вида управления — рефлексивного, которое связано с выделением и осознанием самого субъекта познания и обобщением способов его собственной мыслительной деятельности.