методическая разработка лекции «агрессивное поведение/ его природа и методы исследования» (студент и.к.)
Аудитория: психологи. II к. Уровень подготовки: общеобразовательный.
Цель лекции: доказать необходимость исследования агрессивного поведения в контексте теории деятельности. План лекции
1. Основные подходы к исследованию агрессивного пове
дения.
2. Основные принципы теории фрустрации.
3. Примеры проявления агрессивного поведения и соотно
шение с введенными понятиями.
4. Агрессия — конкретная деятельность, требующая иссле
дования.
5. Методы исследования агрессивного поведения.
6. Заключение.
План-конспект содержания лекции
1. Необихевиористская ориентация. Гипотеза фрустрации аг
рессии (И.Миллер, Д.Доллард, М.Дуб, Д.Мауер и Р.Сиере).
Тип: наличие агрессивного поведения предполагает фрустрацию, и наоборот. Определения: фрустрации, агрессии, «сдерживания», «смещенной агрессии».
40-е годы. Авторы модифицировали гипотезу. Агрессия — естественное, но не неизбежное последствие фрустрации, агрессия — доминантная реакция, фрустрация — провоцирующее условие.
Школа групповой динамики. К.Левин и Т.Дембо показали возможность иных, чем агрессия, реакций. Эксперименты Т.Дембо (вызывание гнева).
А.Маслоу, С.Розенцвейг, А.Бандура: фрустрация — не единственный фактор, приводящий к агрессии. С.Фенебек. Участие в агрессии имеет 3 эффекта: 1) может уменьшать агрессию (драйв); 2) усиливать; 3) изменять силу сдерживаний... Фрейдистские и неофрейдистские ориентации.
2. Эвристическая теория С.Розенцвейга.
Уровни психобиологической защиты: а) клеточный, б) автономный, в) корковый (эгозащитный), г) уровень, имеющий отношение к защите социальных групп.
На третьем уровне выделяются типы реакций и направленность: а) экстрокарательные, б) интрокарательные, в) некарательные.
3. Агрессивное поведение в спорте и его асоциальное прояв
ление. Примеры.
4. Четырехкомпонентная структура теории деятельности. Виды
конкретной деятельности с возможными проявлениями агрес
сии. Агрессивное поведение в контексте теории деятельности.
5. Методы исследования: модифицирующий эксперимент
Т.Дембо.
Исследование гнева: метод рисуночной ассоциации С.Ро-зенцвейга и его применение.
Ситуации: эгоблокированные, субэгоблокированные.
Направленность агрессии: экстрапозитивная, интрапозитив-ная, иммунитивная. Оценка по реакциям — препятственно-доминантные, эгозащитные, необходимо-упорствующие.
Принцип построения методики. Ее соотношение с другими проективными методиками: ТАТ и ассоциативный эксперимент. Возможность применения. Использование методов в советской психологии (Тарабарина, Фетисова, Гаврилова, Ениколопов).
Психологическое строение механизмов реализации агрессивного поведения может, например, оказаться таким, как и альтруистическое поведение. Различие только в содержании деятельностей.
Исследования агрессивного поведения в настоящее время не имеют теоретической направленности. Препятствия — в понимании психологического содержания агрессивного поведения: 1) идеологические установки; 2) неосознанность диагностической значимости исследований агрессии в отечественной психологии.
В современном капиталистическом обществе существует тенденция подменять задачу анализа соцально-экономических и социально-политических корней насилия и агрессии социально-психологическим анализом.
Важно выделить: 1. Общим недостатком теорий фрустрации агрессии является игнорирование марксистской методологии. 2. Единственным источником агрессии считают фрустрацию (Миллер—Даллард). 3. Не указывают на те конкретные деятельности, в которых агрессия проявляется в наибольшей степени.
Выводы:
1. Рассмотрена динамика представлений некоторых направ
лений об агрессивном поведении.
2. Несмотря на свою несостоятельность, теории затронули
важную сферу психологии — агрессивное поведение.
3. Введенные и используемые в психологии понятия для
исследования агрессивного поведения требуют соотношения
их со структурными и функциональными единицами деятельности (единицы деятельности и уровни установок деятельности).
4. Можно сконструировать теоретическую модель агрессив
ного поведения в системе категорий лишь посредством изуче
ния конкретной деятельности, в которой проявляется агрес
сивное поведение.
5. Важной является проблема метода исследования агрессии.
Необходим метод, с помощью которого можно получать диаг
ностически значимые результаты.
6. Агрессивное поведение необходимо исследовать в контексте
теории деятельности.